Телескоп обнаружил упорядоченное магнитное поле вблизи черной дыры
Большой взрыв

Телескоп обнаружил упорядоченное магнитное поле вблизи черной дыры

12 февраля 2024 года, 15:00

Главную роль в чудовищной мощи выбросах излучения из крупнейших чёрных дыр играют их магнитные поля. Это предположение подтвердили в ходе своих новейших наблюдений астрофизики, который направили Телескоп горизонта событий на сверхмассивную чёрную дыру в галактике Персей А.

На тему того, откуда конкретно берутся колоссальные струи плазмы (называемые «джетами»), вырывающиеся из чёрных дыр, существуют две доминирующие гипотезы, описанные как «механизм Пенроуза» и «механизм Блэндфорда-Знаека». Согласно первому, джеты — это продукт распада потоков частиц, попадающих в эргосферу чёрной дыры, по второй — причиной является вращение дыры и возникающее вследствие этого мощнейшее магнитное поле.

Несмотря на десятилетия наблюдений и огромные накопленные объёмы данных, подтвердить истинность какого-то из механизмов на 100% не удавалось. Но новейшее исследование группы учёных во главе с Георгиосом Филиппосом Парашосом из Института радиоастрономии имени Макса Планка, похоже, бросило увесистую гирю на чашу весов гипотезы номер два.

Команда изучила окрестности сверхмассивной чёрной дыры в находящейся недалеко от Млечного Пути активной галактике Персей А (или 3C 84). Область исследования имела в поперечнике более 500 радиусов Шварцшильда (для чёрной дыры в 800 миллионов раз массивнее Солнца это очень солидно), а наблюдения велись на частоте 228 гигагерц.

Итогом исследования, которое началось ещё в 2017 году, стало обнаружение вокруг дыры высокоупорядоченного магнитного поля, напряжённостью около в 5,2 гауссов. Причём чёрная дыра, образовавшая его, вращается чрезвычайно быстро, так что существование такого мощного электромагнетизма смотрится вполне обоснованно.

По словам учёных, лучше всего под данные наблюдений подходит модель «толстого магнитодоминирующего диска» с преобладанием адвекции (то есть процессов охлаждения). Причём магнитное поле может как разогнать аккрецию, так и затормозить её, что в целом отлично согласуется с моделью Блэндфорда-Знаека.

Разумеется, одного исследования мало, чтобы поставить точку в таком многоплановом явлении, как активность сверхмассивных чёрных дыр. Возможно, в разных галактиках могут иметь место оба описанных механизма. Тем не менее, джеты, являющиеся одним из самых ярких, мощных и масштабных по своему влиянию процессов в галактиках, постепенно становятся всё более и более предсказуемыми для науки.