На Солнце произошла одна из мощнейших вспышек за пять лет — чем она грозит Земле
Технологии

12 февраля 2024 года, 12:58

Одна из сильнейших солнечных вспышек текущего цикла произошла 9 февраля. Несмотря на ее мощность, она никак не повлияла на Землю. Однако крупные выбросы солнечной плазмы, зафиксированные на выходных, все же окажут влияние на нашу планету и вызовут магнитные бури в следующие два дня.

Первая вспышка была зафиксирована 9 февраля в 15:53 по мск и достигла максимума в 16:14. Еще несколько часов спустя на Солнце регистрировались мощные потоки излучения. «Вспышка произошла на обратной стороне Солнца, в области, которая находится за солнечным краем. По этой причине воздействие на Землю оказалось экранировано самим солнечным диском. Это достаточно редкое явления, которое в данном случае сыграло на пользу Земле»,пояснили в Лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН

Ученые измерили мощность вспышки в X3.3 балла. Буква означает принадлежность к классу экстремально больших вспышек, а число — силу вспышки. Это вторая по силе солнечная вспышка текущего цикла. При этом ученые отмечают, что балл на самом деле мог быть намного выше, если бы часть энергии вспышки не была поглощена краем Солнца. В любом случае, независимо от фактического балла вспышки, ее геоэффективность при таком расположении — нулевая.

Одновременно со вспышкой уровня X в самом центре солнечного диска произошла более слабая вспышка (предположительно уровня M — второй по мощности категории). «Это ввело в заблуждение мировые центры данных, на некоторых из которых до сих пор размещена противоречивая информация, в какой именно области произошел мощный взрыв. Корректной является информация о расположении вспышки на краю, а не в центре», — пояснили в Лаборатории.

Следующие выбросы плазмы зафиксировали 10 и 11 февраля, когда, после нескольких неудачных попыток, Солнце все же выбросило крупные массы вещества в сторону нашей планеты. «Причиной выброса стали солнечные вспышки класса M, произошедшие в активной области № 3576, находящейся сейчас точно на линии Солнце-Земля. Скорость выбросов составляет около 700 км/сек, что означает, что на путь от Солнца до Земли, протяженностью 150 млн. км., им потребуется около 2,5 суток», — говорится в сообщении ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН.

Большую часть этого пути массы солнечного вещества проходят без наблюдения: они прослеживаются в течение нескольких миллионов километров от Солнца, после чего снова обнаруживаются уже на расстоянии около 1,5 млн км от Земли. По подсчетам ученых, пик магнитных бурь ожидается в середине дня 13 февраля. Их мощность составит 2 из 5 баллов, а значит, они не будут иметь серьезных последствий.

Сейчас Солнце находится в чрезвычайно активном состоянии, в ближайшие дни возможны новые крупные взрывы, в том числе вблизи направления на Землю, предупреждают ученые. Напомним, самая крупная за последние годы вспышка уровня X5.0 произошла в новогоднюю ночь, всего спустя полчаса после боя курантов.