«Нити жемчуга»: «Хаббл» запечатлел звездные скопления при столкновениях галактик
Большой взрыв

9 февраля 2024 года, 14:31

Хотя столкновение галактик и считается «катастрофическим событием», оно не разрушает звезды, а наоборот, подбадривает процесс их образования. Это в очередной раз подтвердил телескоп «Хаббл», на снимке которого можно увидеть целую дюжину галактик с яркими «хвостами» из газа, пыли и множества ярко сияющих новорожденных светил.

Когда галактики вплотную взаимодействуют друг с другом, приливные силы вытягивают из них длинные «шлейфы», наполненные разнообразной материей. И «Хабблу» удалось получить, возможно, самую большую одномоментную выборку подобных космических структур, исходящих из 12 различных галактик.

После наведения резкости астрономы смогли обнаружить в ультрафиолетовом спектре целых 425 скоплений новорожденных звезд вдоль этих шлейфов — похожих на ожерелья из мелкого жемчуга или гирлянды праздничных огней. В каждом скоплении число звезд может достигать миллиона.

Соединив новейшие наблюдения с архивными данными, ученые смогли довольно точно определить возраст большинства этих скоплений. Они оказались невероятно молоды — не старше 10 миллионов лет, что по меркам Вселенной можно считать мгновением. Причем скорость формирования звезд на всем протяжении «шлейфов» оказалась практически одинаковой.

Зарождение такого огромного количества юных звезд стало возможным благодаря сближениям галактик, богатых молекулярным водородом, который собирался внутри них в достаточно инертные облака. Во время столкновений эти облака начали активно сталкиваться друг с другом — это привело к сжатию водорода до такой степени, что он вызвал настоящую бурю рождения звезд.

Какая именно судьба ожидает эти мерцающие ожерелья — неизвестно. Возможно, они сохранят гравитационную связь и со временем превратятся в шаровидные звездные скопления (их можно наблюдать на окраинах Млечного Пути). Они могут рассеяться россыпью жемчужин вокруг галактик, или даже уйти в свободный полет, миллиарды лет в одиночестве блуждая в темноте Вселенной.

Вероятно, что-то подобное наблюдалось вскоре после Большого Взрыва, когда из-за тесноты Вселенной галактики сталкивались гораздо чаще. Таким образом, новый сделанный «Хабблом» снимок позволяет продлить свет на далекое прошлое нашего громадного и пока так мало изученного мира.