Не совершившая ни одного полета Ariane 6 получила 30 контрактов на запуск
По мере приближения к дебютному запуску основной европейской ракеты-носителя нового поколения Ariane 6, команда технических специалистов, занимающихся ее производством и подготовкой к старту, раскрывает все новые подробности. На днях стало известно, что первая и вторая ступени Ariane 6 для первого полета, которые находятся на разных объектах во Франции и Германии соответственно, полностью собраны. Некоторым экспертам кажется странным, что ракета пока еще не совершила ни одного полета, а уже подписано около 30 контрактов на ее услуги. Но в основном речь идет о проекте Amazon Kuiper, хотя также есть запрос на запуск телескопа для изучения экзопланет PLATO.
Первый запуск ракеты Ariane 6 запланирован на период с 15 июня по 31 июля 2024 года. В том, чтобы он не только состоялся вовремя, но и прошел успешно, заинтересована целая «группа лиц»: и Европейское космическое агентство, которое финансирует разработку носителя, и компания ArianeGroup (принадлежит Airbus и Safran), занимающаяся непосредственным производством ракеты, и Arianespace, в задачи которой входит продажа и пуск Ariane 6.
Представители ArianeGroup сообщили, что во время дебютного полета ракета будет оснащена полезной нагрузкой, среди которой — демонстратор технологий SpaceCase, кубсат ISTSAT формата 1U и некоторые приборы от NASA. Полный список грузов уже опубликован, остается ждать окончательного вердикта, что полетит на Ariane 6 — об этом станет известно позднее в этом месяце. Тем не менее на запуск новой ракеты подписано уже около 30 контрактов — в основном это спутники Amazon Kuiper, но также упоминается проект Galileo и телескоп для изучения экзопланет PLATO. Специалисты подчеркивают, что это обычная практика для ракеты, которой предстоит стать основным средством доставки в космос полезных грузов.
«В рамках первого полета Ariane 6 обеспечит проведение более 10 экспериментов. Совместно с ЕКА было принято решение пригласить всех новаторов с предложениями о размещении полезной нагрузки на Ariane 6. Мы начинаем с «коллективного полета», а в дальнейшем у нас будет возможность сгруппировать большое количество небольших полезных нагрузок и запустить их вместе в одной миссии», — заявил директор гражданских программ ArianeGroup Фрэнк Хьюбан.
В настоящее время технические специалисты завершили сборку первой и второй ступеней ракеты, установив на них двигатели Vulcain 2.1 и Vinci соответственно. Причем работы велись на разных объектах: первая ступень производится на заводе в Ле-Мюро, недалеко от Парижа, а вторая — в немецком Бремене. В отличие от ракеты-предшественницы Ariane 5, новая ракета собирается космодроме горизонтально.
Недалеко от завода в Ле-Мюро также было подготовлено грузовое судно Canopée, которое будет перевозить будущую ракету с заводов-изготовителей в Европе на космодром Куру во Французской Гвиане по морю. Именно Canopée предстоит забрать из Франции и Германии первую и вторую ступени Ariane 6. Помимо прочего, на заводе в Ле-Мюро представили резервуар с водородом для третьего испытательного полета, а также детали для четвертого и последующих полетов.
Как уточнили в ArianeGroup, сейчас на заводе работают над ступенями для шести ракет. Конечная цель предприятия в Ле-Мюро — обеспечить выполнение 12 полетов Ariane 6 в год. Такой темп продиктован временем перехода Canopée, которой требуется примерно 28 дней для прибытия на космодром Куру и обратно.
По словам разработчиков, в будущем Ariane 6 сможет доставлять полезную нагрузку массой до пяти тонн непосредственно на геостационарную орбиту за счет повторного включения двигателей (такой возможности, к слову, не было у Ariane 5). Последнее будет осуществляться путем многократного включения двигателя Vinci второй ступени с помощью электрической искры, которая воспламеняет смесь газообразного водорода и кислорода, без использования химических веществ.
Другим важным изменением стало добавление вспомогательной силовой установки ко второй ступени. Ее основная роль состоит в повышении давления в баках во время работы двигателя, а также обеспечения длительного автономного полета ступени на пассивном участке траектории до повторного включения двигателя. Установку также будут использовать для сведения ступени с орбиты или пассивации второй ступени после выполнения ее основного задания. Вспомогательная силовая установка была протестирована на площадке DLR в Лампольдсхаузене, Германия.
«В этом году мы, вероятно, ожидаем поставку еще двух ступеней, поскольку мы только начинаем наращивать производство. Вся логистическая цепочка только начинается. Сама команда была бы готова к большему, но мы ограничены производством деталей, а могли бы производить больше ступеней. Если в будущем потребуется еще нарастить темп производства, нам потребуется дополнительная поддержка», — резюмировали в ArianeGroup.
Стартовые твердотопливные ускорители P120 производит итальянская компания Avio. Они используются не только для Ariane 6, но и в качестве первой ступени легкой ракеты-носителя VEGA-C/E. Основной (единый) европейский носитель может оснащаться двумя (Ariane 62) или четырьмя (Ariane 64) ускорителями P120. В дальнейшем планируется модернизировать ускорители, увеличив длину корпуса и добавив дополнительное твердое топливо. Такие ускорители, обозначенные P120C +, потребуются для запуска серийных спутников проекта Kuiper для компании Amazon.
По словам исполняющего обязанности директора ЕКА по космической транспортной системе Тони Толкер-Нильсена, оптимальный европейский рынок запусков в будущем будет включать Ariane 6 и Vega-C. «Так будет обеспечен независимый доступ в космос из Европы, — говорит чиновник. — В то же время у нас будут ракеты-носители сверхлегкого класса, разрабатываемые по всей Европе — во Франции, в Германии, в Испании, в Великобритании… Мы считаем, что это необходимо для повышения конкурентоспособности отрасли в будущем».
Ранее в феврале команды ЕКА, Национального центра космических исследований Франции (CNES) и ArianeGroup выполнили на полноразмерном макете ракеты-носителя Ariane 6 частичный тест криогенных систем. По всем системам 62-метровый центральный блок практически идентичен летному экземпляру изделия, но его стартовые ускорители, пристыкованные к первой ступени, не принимали участие в криогенных испытаниях.