Астрофизики оценили вероятность существования жизни в системе TRAPPIST-1
Система TRAPPIST-1 с самого момента своего открытия в 2016 году притягивает всеобщее внимание. Семь похожих на Землю планет, из них три или четыре в обитаемой зоне, и все это в 40 световых годах: казалось бы, эта система идеально подходит для обнаружения жизни. Почему же ее пока не нашли? Команда астрономов во главе с Гвенаэлем Ван Лоовереном готова ответить на этот вопрос, но ответ не слишком обнадеживающий.
Ни в одной другой известной звездной системе (в том числе в нашей) нет такого количества планет, схожих по размерам и массе с Землей, как в TRAPPIST-1. Как минимум три планеты находятся в Зоне Златовласки — то есть на них может существовать жидкая вода. Пейзаж выглядит почти идиллически, если не обращать внимания на звезду, вокруг которой вращаются небесные тела, — это красный карлик.
Ученые решили, что если кто-то и поставит точку в вопросе, то это будет TRAPPIST-1. Исследование началось с не слишком оптимистичного, хоть и ожидаемого наблюдения: телескоп «Уэбб» подтвердил, что на двух ближайших к звезде планетах атмосферы нет (как на Меркурии). Таким образом, надежда была перенаправлена на две следующие планеты, более холодные, но зато находящиеся на более безопасном расстоянии.
Чтобы понять, может ли атмосфера существовать там, команда обратилась к компьютерному моделированию. Для начала ученые с высокой точностью рассчитали, сколько высокоэнергетического излучения звезда испускает с течением времени. Затем цифровая модель должна была показать, насколько быстро такое количество излучения будет испарять атмосферу.
Таким образом, TRAPPIST-1, скорее всего, представляет собой лишь скопление безжизненных, обжаренных многочисленными рентгеновскими вспышками мертвых миров. А принимая во внимание, что красные карлики составляют 75% «населения» Галактики (в то время как солнцеподобные звезды — всего 8%), поиски жизни или хотя бы подходящих для нее условий сильно усложняются. С другой стороны, это позволит человечеству сэкономить усилия и не посылать корабли к заведомо бесперспективным звездам, таким как Проксима Центавра.