Упавший в Берлине метеорит оказался ровесником планет Солнечной системы
Наука

Упавший в Берлине метеорит оказался ровесником планет Солнечной системы

7 февраля 2024 года, 10:39

Ученые подтвердили, что найденный на прошлой неделе в Германии астероид принадлежит к редкому виду космических камней – обритам. К этому семейству относят всего 1% всех известных метеоритов. По своему составу они похожи на земные породы, поэтому изучение фрагментов может пролить свет на происхождение нашей планеты.

Группа ученых из Музея природы в Берлине под руководством Питера Дженнискенса из Института SETI провели первые исследования одного из найденных фрагментов астероида с помощью электронно-лучевого микрозонда. Они подтвердили, что образцы действительно являются обритами – они имеют типичную минералогию и химический состав этого типа метеоритов.

Астероид 2024 BX1 шириной около одного метра пролетел над территорией Германии 21 января. При входе в атмосферу он загорелся, образовав яркий огненный шар. Спустя несколько дней на Земле нашли фрагменты взорвавшегося небесного тела и передали их ученым. При осмотре находок, они предположили, что странные на вид метеориты могут быть редким типом камней – обритами.

До этого на Земле находили всего 11 образцов обритов – это невероятно редкое семейство, к которому, как полагают ученые, принадлежат всего 1% всех известных метеоритов. Камни были названы «обритами» в честь деревни Обре во Франции, где упал первый такой метеорит 14 сентября 1836 года.

Найденные в Германии фрагменты астероида 2024 BX1 отличаются от других тем, что у них прозрачная стеклянная поверхность, а не толстая корка из черного стекла, и на вид они похожи на серый гранит. Из-за этого поначалу космические камни было трудно отличить от стандартных земных пород.

Исследователи предполагают, что 2024 BX1 прибыл с внутренней стороны пояса астероидов, расположенной между Марсом и Юпитером. Это место, где, вероятно, находится много обломков, в результате столкновения которых образовалось множество мелких астероидов. Небесные тела главного пояса, такие как 2024 BX1, образовались примерно в то же время, что и планеты Солнечной системы – примерно 4,5 млрд лет назад. Поскольку на них не влияют геологические процессы, такие астероиды дают ученым возможность взглянуть на то, как образовались планеты – особенно такие, как Меркурий, Венера, Марс и Земля.

В свою очередь обриты интересны тем, что обладают свойствами, похожими на земные – например, в их составе подобное соотношение воды и других химических веществ. Изучив такие образцы можно узнать больше о материалах, которые помогли сформировать нашу планету. Ученые продолжат изучать найденные фрагменты и в ближайшее время надеются получить новые данные об этих необычных космических камнях.