Астрофизики оценили, может ли взрыв килоновой уничтожить человечество
Наука

Астрофизики оценили, может ли взрыв килоновой уничтожить человечество

6 февраля 2024 года, 14:50

Угрозы, таящиеся в недрах космоса, не ограничиваются черными дырами: некоторые объекты в нем заметно страшнее. К примеру, такое явление, как килоновая, способно полностью выжечь все живое на Земле буквально за доли секунды. Угрожает ли нам нечто подобное — решила выяснить команда американских ученых.

Килоновая — это редчайшее астрономическое событие, возникающее при столкновении нейтронных звезд или нейтронной звезды с черной дырой. Колоссальный взрыв, который происходит в этот момент, напоминает сверхновую, но еще на порядки мощнее и смертоноснее для всего, что окажется поблизости.

Исследователи сосредоточили свое внимание на килоновой, известной как GW170817. Ее гравитационные волны зафиксировали обсерватории LIGO и Virgo в 2017 году, а космические телескопы Fermi и INTEGRAL уловили исходящий от нее гамма-всплеск чудовищной силы. Благодаря синергии электромагнитных и гравитационных наблюдений энергию этой килоновой удалось очень точно рассчитать.

Команда обратилась к этим расчетам и включила их в компьютерное моделирование, целью которого было оценить минимальное безопасное расстояние до килоновой. Для разных видов воздействия таких безопасных расстояний оказалось несколько.

К примеру, всплеск рентгеновского излучения сохраняет свой разрушительный потенциал (ионизируя атмосферу Земли и оставляя ее беззащитной от других видов излучения) на расстоянии до 16 световых лет. Гамма-лучи, несколько более слабые, станут относительно безопасны тремя световыми годами ближе.

Но все это лишь предвестники главного удара. Настоящую угрозу несет мощная ударная волна, состоящая из невообразимого количества тяжелых частиц, движущаяся гораздо медленнее скорости света, но с пугающей неотвратимостью. Достигнув Земли, такая волна просто испарила бы атмосферу, убив почти все живое.

Свою убойную силу волна тяжелых частиц, как показало моделирование, будет сохранять вплоть до расстояния в 40 световых лет. Впрочем, катастрофа GW170817 произошла более чем в три раза дальше.

Астрофизики уверяют, что на расстоянии в радиусе 40-50 световых лет от Земли кандидаты в килоновые отсутствуют. И в целом это довольно редкое явление в космосе, иначе жизнь на Земле не просуществовала бы в относительной сохранности больше четырех миллиардов лет. Но ученые надеются, что человечество не будет забывать о наличии в межзвездном пространстве реальных угроз, и в случае чего успеет вовремя к ним подготовиться.