Взорвавшийся над Берлином астероид оказался очень редким
Смотрим вверх

Взорвавшийся над Берлином астероид оказался очень редким

1 февраля 2024 года, 09:20

Астероид, который взорвался в небе над Берлином 21 января, найден. Охотники за метеоритами успешно извлекли его фрагменты, после чего передали их в руки немецких ученых. Предварительное ознакомление с находкой уже принесло первые результаты: судя по всему, упавший на Землю булыжник принадлежит к очень редкому классу.

Астероид шириной около одного метра пролетел над территорией Германии почти две недели назад, 21 января. При входе в атмосферу он загорелся, образовав яркий огненный шар, хорошо видимый жителями немецкой столицы. Тем не менее поиски болида, получившего название 2024 BX1, заняли много дней.

«Я испытал невероятное облегчение, когда мы нашли эти останки. Мы прошли много десятков километров в понедельник, вторник, среду и четверг. У меня возникло неприятное ощущение, что, возможно, от метеорита ничего не уцелело — из-за очень агрессивного фрагментирования», — рассказал специалист по метеоритам SETI и глава одной из поисковых групп Питер Дженнискенс.

Осколки весом 5,3 грамма и 3,1 грамма (они оказались вторым и третьим из найденных) были наконец обнаружены студентами Свободного университета Домиником Дитером и Карой Вейхе около полудня по местному времени в пятницу 26 января. Но это лишь предваряло целый ряд находок, которые будут сделаны в следующие дни.

Несмотря на то, что по химическому составу метеориты обычно легко отличить от обычных земных пород, они, как правило, имеют темный, гладкий вид — из-за обгорания в атмосфере. «То, что мы на самом деле искали, сильно отличалось от того, что большинство людей считают метеоритом. Если бы вы шли по полям и увидели подобный камень, то прошли бы мимо», — отметил Дженнискенс.

Первые же анализы, которым ученые подвергли остатки метеорита, показали, что крупный космический валун, от которого откололся 2024 ВХ1, был частью группы околоземных астероидов, известных как «астероиды Аполлона». Судя по отраженному свету, он имеет видимую звездную величину 32,8, что делает его одним из самых слабых астероидов, когда-либо обнаруженных: если бы у него был каменистый состав, астероид, вероятно, весил около двух тонн.

Более того, извлеченные образцы, по-видимому, относятся к крайне редкому типу космических пород, скорее всего, к обриту. А значит, 2024 BX1, вероятно, был намного меньше, чем показывали расчеты, что делает его одним из самых маленьких астероидов, когда-либо обнаруженных.

«В настоящее время нет согласованной теории, касающейся источника происхождения обритов. Было выдвинуто несколько кандидатов: семейство астероидов Ниса, астероид 3103 Эгер и даже планета Меркурий. Если подтвердится, что обломки 2024 BX1 относятся к обритам — то он попадет в 1% от всех известных человечеству метеоритов», — подчеркнул специалист по физике метеоров Деннис Вида.

Поскольку падение произошло всего десять дней назад, у специалистов пока не было времени произвести по-настоящему полномасштабный анализ. Но исследователи надеются, что в скором времени получат новые результаты, которые приблизят науку к пониманию происхождения обритов и эволюции Солнечной системы.