Первый частный модуль для МКС близок к завершению
Проекты

Первый частный модуль для МКС близок к завершению

30 января 2024 года, 14:00

Американская компания Axiom Space сообщила о завершении предварительного анализа проекта по строительству коммерческой части Международной космической станции. В настоящее время ее подрядчик — итальянская фирма Thales Alenia Space — приступила к сварке и механической обработке основных конструкций первого модуля Axiom под названием Hub-1, который планируется запустить к МКС в 2026 году. Ожидается, что после окончания срока эксплуатации станции в 2030-м он отделится от нее и станет независимой орбитальной платформой.

На видео, опубликованном Axiom в соцсетях, показан процесс сборки первого модуля компании для МКС. Отмечается, что подрядчик фирмы Thales Alenia Space приступил к сборке основных конструкций Hub-1: когда первые части будут готовы, их доставят на объект Axiom в Хьюстон, где они будут интегрированы друг с другом. Модуль Hub-1, визуально напоминающий летающую тарелку, планируется запустить к станции в 2026 году.

В январе 2020 года NASA выбрало компанию Axiom Space победителем в рамках программы NextSTEP-2. Тогда фирма получила доступ к переднему порту на втором узле МКС и возможность использовать его для создания коммерческого сегмента станции. Ожидалось, что Axiom введет в строй узловой модуль, отсек для исследовательских и производственных целей, жилой комплекс и обсерваторию для наблюдения за Землей с большими иллюминаторами. В конечном счете, все это должно было сформировать сегмент Axiom на МКС.

Цель такой сделки — расширить полезное и жилое пространство станции, а также обеспечить более плавный перевод инновационных работ, выполняемых на МКС, на новую платформу. В агентстве рассчитывали, что это позволит предотвратить их приостановку, когда срок службы МКС подойдет к концу. NASA и его партнеры взяли на себя обязательство эксплуатировать станцию до 2030 года, после чего она будет безопасно сведена с орбиты.

Что же касается модуля Axiom Space, то он продолжит функционировать: ожидается, что Hub-1 отсоединится от МКС и станет самостоятельной коммерческой орбитальной станцией. Впрочем, до сих пор неизвестно, успеют ли инженеры запустить отсек вовремя: изначально планировалось, что его выведут на орбиту в 2024 году, но теперь сроки сдвинулись еще на два года. Между тем МКС продолжает изнашиваться: в конце октября глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что она «превысила все допустимые сроки существования» — так, у 80% российского оборудования уже прошли гарантийные сроки.

О строительстве нового отсека для МКС компания Axiom Space договорилась с Thales Alenia Space в июне 2020 года. Итальянская фирма обязалась разработать два основных компонента модуля: жилой отсек Axiom и соединительный модуль (микрометеороидную систему защиты). «Axiom Space — единственная компания, имеющая привилегию подключать свои модули к МКС. <…> Станция Axiom будет принимать людей, <…> обслуживать быстро расширяющуюся инфраструктуру и решения, работающие в космосе, и обеспечит доступную платформу для частных компаний и национальных правительств для продолжения исследований и разработок прорывных инноваций», — говорится в заявлении Axiom.

Ранее американская частная компания Sierra Space успешно испытала надувной жилой модуль будущей коммерческой космической станции Orbital Reef. Результаты показали, что прочность конструкции модуля превосходит требования NASA по безопасности. Агентство рассматривает проект Orbital Reef в качестве одной из возможных замен МКС после того, как она будет выведена из эксплуатации в 2030 году.