Космонавтов на МКС будут бить током для стимуляции зрения
Наука

Космонавтов на МКС будут бить током для стимуляции зрения

25 января 2024 года, 10:57

Ученые МГУ им. М. В. Ломоносова проведут эксперимент на МКС, во время которого будут слегка воздействовать током на космонавтов для улучшения фокусировки их зрения. Правильно подобранные импульсы и циклограмма работы также позволят вернуть космонавтам ощущение «верха» и «низа», которое теряется из-за невесомости.

«Вопрос с вестибулярным аппаратом продолжает тревожить наших учёных. Мы проводим сейчас космический эксперимент ГВС-1 на Международной космической станции. Цель этого эксперимента - анализ возможности улучшения установки взора в условиях невесомости при помощи применения гальванической стимуляции», - приводит агентство РИА Новости слова декана факультета космических исследований МГУ Василия Сазонова во время выступления на пленарном заседании Королёвских чтений.

Из-за невесомости и вызываемого ею перераспределения жидкости в организме человека, в космосе время, необходимое глазу, чтобы сфокусироваться на предмете, может увеличиваться в четыре раза. При длительном пребывании на орбите в 72% случаев у космонавтов регистрируются нарушения в прослеживании за движущейся целью, фиксации взора на цели, установке взора на мишени. Сотрудники ИМБП РАН выдвинули гипотезу о том, что наблюдаемые нарушения - реакция на необычную информацию от вестибулярных органов.

Суть эксперимента заключается в легком воздействии током на космонавтов. Для этого на лоб и за ухом устанавливается электрод и проводится разряд сверхмалой силы тока, который, по словам Сазонова, «позволяет существенно сократить изменения взора». Академик отмечает, что если правильно подобрать импульсы и циклограмму работы, можно будет хотя бы отчасти заставить космонавта испытывать воображаемую силу тяжести. Это значит, что благодаря электрическим импульсам можно сымитировать у космонавта ощущение того, что «где-то есть верх, а где-то низ», которое теряется в условиях микрогравитации на МКС.

Начать проведение эксперимента с космонавтами на МКС планируется в 2025 году – к этому времени будут созданы образцы научной аппаратуры для летных испытаний на борту станции. Макет аппаратуры для эксперимента ГВС-1 был создан в 2023 году, сейчас он проходит испытания