Проведен прожиг двигателя сверхтяжелой лунной ракеты SLS
На испытательном стенде в Космическом центре NASA имени Джона Стенниса в штате Миссисипи состоялся полномасштабный запуск двигателя RS-25, предназначенного для сверхтяжелой лунной ракеты Space Launch System (SLS). Прожиг силового агрегата продолжался 550 секунд, что соответствует длительности его рабочего цикла при реальном пуске ракеты. Инженерам предстоит провести еще несколько испытаний в 2024 году, после чего они смогут приступить к производству 24 двигателей RS-25, которые будут использоваться в основном для полетов на Луну.
Специалисты NASA провели тестовый прожиг двигателя RS-25 в среду, 17 января, — спустя три месяца после начала серии огневых испытаний в октябре 2023 года. В ходе трех тестов прошлой осенью инженеры запускали силовой агрегат в течение 500-650 секунд. Самое продолжительное время работы было продемонстрировано 29 ноября, когда RS-25 был включен почти на 11 минут (650 секунд) при 113% номинальной тяги.
Это стало хорошим показателем, учитывая, что во время реального пуска ракеты SLS двигатели первой ступени должны отработать 500 секунд. Именно столько длилось последнее испытание RS-25. Во время 500-секундного теста (почти восемь с половиной минут) 17 января двигатель развивал от 80% до 113% номинальной тяги (при штатной работе SLS необходимо форсирование на 111% от номинальной тяги).
Серия испытаний продолжится в течение всего 2024 года. Данные, собранные в ходе этих тестов, будут использованы для сертификации производства обновленного комплекта двигателей ведущими подрядчиками двигателей для ракеты SLS — Aerojet Rocketdyne и L3Harris Technologies. При создании новых RS-25 они намерены использовать перспективные технологии и процессы, такие как 3D-печать.
«Команды оценивают рабочие характеристики нескольких новых компонентов двигателя, включая форсунку, гидравлические приводы, гибкие воздуховоды и турбонасосы. Текущая серия испытаний является второй и последней, подтверждающей производство модернизированных двигателей. НАСА завершило первоначальную сертификационную серию из 12 испытаний с модернизированными компонентами в июне 2023 года», — говорится в сообщении NASA.
RS-25 — это жидкостный ракетный двигатель, который работает на жидком кислороде и водороде. Аналогичные силовые агрегаты стояли на кораблях типа Space Shuttle, начиная с первого полета в 1981 году и до окончания эксплуатации в 2011-м. Двигатели, ранее стоявшие на "Шаттлах", использовались 16 ноября 2022 года, когда ракета-носитель SLS отправила к Луне космический корабль «Орион» в рамках программы Artemis I.
Во время следующих полетов SLS четыре снятых с "Щаттлов" двигателя RS-25 будут запускаться одновременно, создавая суммарную тягу более 700 тонн при старте и около 900 тонн при наборе высоты. NASA и Aerojet Rocketdyne модифицировали 16 оставшихся двигателей Space Shuttle, проверив каждый из них на пригодность к экспедициям Artemis с I по IV.
Что касается самой ракеты SLS, то на сегодняшний день она является единственным носителем, способным отправить «Орион», астронавтов и припасы на Луну за один полет. Кроме того, это самая грузоподъемная ракета, которая в базовой версии может выводить 95 тонн груза на низкую околоземную орбиту. В будущем ее грузоподъемность планируется увеличить до 130 тонн.
На прошлой неделе глава NASA Билл Нельсон объявил о переносе этапа лунной программы Artemis III, предполагающего первую за более чем полвека высадку астронавтов на поверхность Луны, на сентябрь 2026 года. Однако представители американских надзорных органов рекомендовали агентству выбрать более реалистичную дату начала экспедиции. Они отметили, что агентство обычно тратит более восьми лет на выполнение программ, предусматривающих космические полеты, а высадка астронавтов на спутник Земли отличается особенной сложностью. Подробнее читайте в нашей статье.