Планетологи впервые нашли пещеры на комете
Наука

Планетологи впервые нашли пещеры на комете

18 января 2024 года, 12:48

Группа планетологов во главе с Филиппом Лами из Национального центра научных исследований Франции обнаружила ледяные пещеры на комете 67P/Чурюмова — Герасименко. Три объекта глубиной от 20 до 47 метров были идентифицированы благодаря изображениям, полученным прибором OSIRIS на борту космического аппарата «Розетта» 9-10 апреля 2016 года. По словам ученых, эти пещеры стали первыми подобными структурами, обнаруженными на кометах.

Поиск ям, жерл, трещин и пещер, которые можно назвать общим термином «точки доступа в подповерхностные слои» (Subsurface Access Points, SAP), представляет особый научный интерес для планетологов. Особенно ученых волнует вопрос о внутреннем строении таких объектов и уровне содержания в них летучих веществ. На сегодняшний день было обнаружено свыше 3,5 тысячи SAP на 11 небесных телах Солнечной системы, но ни один из этих случаев не относится к кометам. Хотя автоматическая межпланетная станция «Розетта» нашла на комете 67/Чурюмова — Герасименко 18 квазикруглых впадин и трещины, в научном сообществе так и не пришли к единому мнению насчет их природы.

В этом смысле недавнее открытие группой планетологов под руководством Филиппа Лами трех ледяных пещер на комете Чурюмова — Герасименко является первым в своем роде. Визуально они выглядят как яркие пятна и достигают от 15 до 30 метров в поперечнике. Пещеры были обнаружены в ходе повторного анализа снимков поверхности ядра кометы, полученных камерой OSIRIS 9-10 апреля 2016 года. Кроме того, ученые применили архивные данные спектрометра VIRTIS, также установленного на «Розетте».

Пещерам присвоили обозначения A, B и С. Первые две из них расположены в регионе Кефри, который отличается пересеченной местностью и наличием валунов, а третью заметили в регионе Эш. Пещера A обладает асимметричным воронкообразным входом, сужающимся по мере увеличения глубины, а над входом в пещеру B нависает холм размером 50 × 85 метров. Что касается пещеры C, то она находится в зоне полуразрушенной осыпи и может быть частично заполнена обломками пород. Компьютерное моделирование показало, что их глубина составляет от 20 до 47 метров.

Спектральный анализ подтвердил наличие подповерхностного водяного льда. Так, в частности, для пещер A и B содержание льда по отношению к тугоплавкому материалу составило до 2,5-10%, а для пещеры C — до 1-6%. Впрочем, ученые отметили, что пещеры на поверхности кометы Чурюмова — Герасименко являются временным явлением. По их оценке, они просуществуют не более двух лет. Тем не менее с помощью этих структур планетологи уже смогли объяснить некоторые особенности кометы. В частности, они стали причиной яркого джета, произошедшего на ядре 18 июля 2015 года. Он возник, когда Солнце временно осветило дно пещеры B.

«Эти пещеры, вероятно, будут первыми потенциальными точками доступа к недрам, обнаруженными на ядре кометы, и их продолжительность жизни позволяет предположить, что они содержат нетронутые подповерхностные ледяные слои или карманы, а не вновь сконденсировавшийся водяной пар», — резюмировали исследователи.

Комета Чурюмова — Герасименко была открыта 20 сентября 1969 года советским астрономом Климом Чурюмовым, который обнаружил это небесное тело совершенно случайно — во время просмотра фотопластинок другой кометы 32P/Комас Сола, снятых Светланой Герасименко в Алма-Атинской обсерватории. Новый объект получил индекс 67P, поскольку стал 67-й открытой кометой с коротким периодом обращения (составляет примерно 6 лет и 7 месяцев).

Летом 2014 года кометы достигла автоматическая межпланетная станция «Розетта», запущенная Европейским космическим агентством для изучения зарождения и эволюции Солнечной системы. Отделившийся от станции спускаемый аппарат «Филы» совершил посадку на 67P/Чурюмова — Герасименко 12 ноября того же года. Место его посадки получило название «Агилкия» в честь острова на Ниле, куда были перенесены культовые древнеегипетские сооружения с Филы перед затоплением последнего.

«Розетте» удалось записать колебания электромагнитного поля кометы (его частота составила от 40 до 50 мГц). Затем они были приведены в звуковой диапазон, который может воспринимать человеческое ухо. 30 сентября 2016 года вторая часть станции — собственно зонд «Розетта» — завершила свою 12,5-летнюю миссию, совершив жесткую посадку на комету.