Астрономы воссоздали взрыв гигантской сверхновой, казавшийся невозможным
Большой взрыв

Астрономы воссоздали взрыв гигантской сверхновой, казавшийся невозможным

16 января 2024 года, 10:54

Иногда ничем не примечательный на вид объект может стать предвестником грандиозного открытия. Именно это произошло, когда команда астрофизиков во главе с Александром Джи внезапно наткнулась на следы существования сверхмассивной древней звезды, взрыв которой, казалось бы, должен уничтожить большую часть наших представлений о сверхновых. Исследователи назвали этого погибшего титана «Звездой Барбенгеймера».

Все началось с исследования, главным объектом которого стала J0931 + 0038 — далекая ярко-красная звезда, известная еще с 1999 года. Впервые астрономы подвергли ее полному спектральному анализу, который, казалось, даст рядовые данные для будущей статистики. Однако в звезде оказалось необычайно низкое содержание магния, что и побудило исследователей провести полную спектроскопию.

«Как только я увидел спектр, я немедленно отправил электронное письмо остальным членам команды, чтобы обсудить, как узнать больше. Мы никогда не видели ничего подобного», — рассказал Джи.

От других звезд J0931 + 0038 отличало низкое содержание элементов с нечетными периодическими номерами (вроде натрия и алюминия), большое количество элементов, близких к железу (таких как никель и цинк) и переизбыток тяжелых элементов, в том числе стронция и палладия.

Все это стало фундаментом для процесса, называемого звездной археологией — восстановления с помощью компьютерных моделей далекого прошлого звезды. Собранные данные недвусмысленно указали на то, что J0931 + 0038 состоит из осколков огромной древней звезды, которая и создала все эти тяжелые элементы, после чего погибла в ослепительном взрыве.

«Что бы ни произошло тогда, это, должно быть, было потрясающе. Мы прозвали ее "Звездой Барбенгеймера" за ее впечатляющий нуклеосинтез», — отметил ведущий автор исследования. И главной необычной чертой «Барбенгеймера» стала его масса — в 50-80 раз больше массы Солнца.

По идее, такие звезды в момент гибели должны не взрываться, а сразу коллапсировать в черную дыру. Но элементы, из которых состоит J0931 + 0038, являются живым доказательством, что миллиарды лет назад произошел именно взрыв. Это бросает вызов классической космологии.

«Удивительно, но ни одна существующая модель образования элементов не может объяснить то, что мы видим. Вся структура элементов выглядит крайне противоречивой», — подчеркнула соавтор исследования Санджана Кертис. По мнению ученых, лишь масштабное компьютерное моделирование и новые наблюдения за другими похожими звездами позволят объяснить этот феномен.

Что касается моделирования, то, как следует из научной статьи, оно уже готовится. А соответствующие наблюдения должны быть проведены уже в ближайшем будущем. «Вселенная сняла этот фильм, мы всего лишь съемочная группа. Мы пока не знаем, чем закончится эта история», — резюмировали астрономы.