2023 год стал самым жарким за всю историю наблюдений — NASA
Наука

2023 год стал самым жарким за всю историю наблюдений — NASA

16 января 2024 года, 11:56

Средняя температура поверхности Земли в прошедшем 2023 году обновила рекорд температуры за чуть больше века истории систематических наблюдений. По мнению специалистов NASA, это означает столкновение человечества с «климатическим кризисом».

Жители России, которые этой зимой столкнулись с одними из самых сильных морозов за последние десятилетия, могли не заметить, что в прошедшем году «сотни миллионов людей по всему миру испытывали сильную жару». Июль 2023 года оказался самым жарким месяцем за всю историю наблюдений.

В целом, согласно анализу NASA, в 2023 году на Земле было примерно на 1,2 градуса Цельсия теплее, чем в «базовый период», который американские ученые берут за точку отсчета (1951-1980 годы). Температура в конце XIX века, когда начался похожий на современный учет температуры, была еще на 0,2 градуса холоднее, что, впрочем, неудивительно для конца Малого ледникового периода.

«Отчет о глобальной температуре NASA и NOAA подтверждает то, что пережили миллиарды людей по всему миру в прошлом году; мы сталкиваемся с климатическим кризисом. От экстремальной жары до лесных пожаров и повышения уровня моря мы видим, что наша Земля меняется», — объявил глава NASA Билл Нельсон.

По его словам, «президент [США Джо] Байден и сообщества по всей Америке» предпринимают «больше действий, чем когда–либо, чтобы снизить климатические риски». Стоит, однако, отметить, что несмотря на эти «большие усилия», США остаются страной с наибольшим потреблением бензина на душу населения, который у жителей этой страны кратно превышает среднемировой.

По мнению директора Института Годдарда Гэвина Шмидта, потепление «обусловлено в первую очередь выбросами нашего ископаемого топлива, в результате чего мы наблюдаем последствия в виде волн жары, интенсивных дождей и затопления прибрежных районов».

Ученые продолжают изучать влияние на климат других явлений, таких как колебание температуры приповерхностного слоя мирового океана (известное, как Эль-Ниньо или Южная осцилляция), извержения вулканов или пожары, не вызванные деятельностью человека. Причем именно Южная осцилляция в Тихом океане, а не выбросы СО2, считается самым мощным фактором, определяющим среднегодовую температуру.

Кроме того, ученые в своем докладе особо отметили фактор вулканов. Например, один лишь подводный Хунга Тонга-Хунга Хаапай при извержении в январе 2022 года выбросил в атмосферу аэрозоли, которые в 2023 году подняли общемировую температуру как минимум на 0,1 градуса.