КНР запустила зонд «Эйнштейн» для наблюдения Вселенной
Запуски

КНР запустила зонд «Эйнштейн» для наблюдения Вселенной

9 января 2024 года, 13:36

Создававшаяся несколько лет сверхсовременная автоматическая исследовательская станция «Эйнштейн» несколько часов назад была успешно запущена КНР в космос. Теперь наблюдения в рентгеновском спектре за самыми эффектными явлениями во Вселенной, такими как столкновения нейтронных звезд, питание черных дыр или сверхвысокоэнергетические выбросы, получат новое, необычайно мощное подспорье.

«Эйнштейн» был выведен на орбиту ракетой «Чанчжэн-2С» — главным, самым массовым и надежным из китайских носителей, для которого этот старт стал уже 75-м (а для всего семейства — 506-м). Как сообщила Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация, носитель стартовал в 15:03 по пекинскому времени (в 10:03 мск).

1450-килограммовый космический аппарат будет работать на орбите высотой 600 километров с наклоном 29 градусов. А использующаяся в его сверхсовременном широкопольном рентгеновском телескопе WXT технология «глаза лобстера» позволит ему осматривать глубины космоса с широтой, не имевшей аналогов ранее — более 3 600 квадратных градусов.

Участие в проекте приняли инженеры Европейского космического агентства и Института внеземной физики Общества Макса Планка, оказав помощь в тестировании и калибровке некоторых механизмов. В благодарность Китай предоставит европейским ученым доступ к 10% данных, собранных новейшим телескопом.

В передаче результатов наблюдений на Землю будут задействованы наземные станции ЕКА и спутники китайской группировки «Бэйдоу». Это позволит не только находить в небе достойные внимания объекты, но и с высокой точностью нацеливать на них второй объектив «Эйнштейна», который обеспечит более пристальное и подробное изучение любого события.

Старт «Эйнштейна» произошел с юго-западного космодрома Сичан, недалеко от границ страны. Несмотря на то, что сугубо научное предназначение груза было очевидно, запуск вызвал тревогу на Тайване (над «воздушным пространством» которого он якобы прошел), а также в Японии и Южной Корее.