Китайский зонд с «глазом омара» отправится на поиски черных дыр в январе
Проекты

Китайский зонд с «глазом омара» отправится на поиски черных дыр в январе

26 декабря 2023 года, 12:47

Исследовательский аппарат Китайской академии наук (CAS) под названием «Эйнштейн» полностью готов к запуску уже в будущем месяце. Созданный в сотрудничестве с ЕКА и Институтом внеземной физики Макса Планка зонд с помощью рентгеновских приборов нового поколения начнет поиск мощного рентгеновского излучения, исходящего от черных дыр или нейтронных звезд.

Точная дата запуска пока не называется, известен только месяц — январь. Но Европейское космическое агентство сообщило, что приготовления к старту уже фактически завершены. Таким образом, сборка аппарата продлилась больше полутора лет, стартовав весной 2022 года.

Столько времени потребовалось на то, чтобы установить и отладить два революционных по своим возможностям прибора: широкопольный рентгеновский телескоп  WXT и направленный рентгеновский телескоп FXT. Причем первый из них инженеры сразу же окрестили «глазом омара».

Дело в том, что для обеспечения WXT беспрецедентно широкого обзора разработчики пошли на хитрость, разработав специальную модульную конструкцию. Нечто похожее имеется у некоторых ракообразных, глаза которых, в отличие от глаз других животных, эволюционировали для восприятия света посредством отражения, а не преломления. В результате поле зрения тех же омаров составляет более 180 градусов.

Использование китайскими инженерами нового принципа дало возможность «Эйнштейну» охватить всего одним изображением 3 600 квадратных градусов, то есть 10% всей небесной сферы. Таким образом, для того, чтобы запечатлеть все ночное небо над Землей, зонду потребуется всего три оборота вокруг планеты, или меньше пяти часов (а точнее — 288 минут).

Задача WXT — обнаруживать разного рода детали в рентгеновском спектре (например, ультраяркие рентгеновские источники). В свою очередь FXT нацелится уже конкретно на нужный объект и рассмотрит его гораздо более детально. Более того, «Эйнштейн» при обнаружении отправит сигнал наземным обсерваториям, которые смогут по заданным координатам найти объект и изучить его во всех оставшихся диапазонах.

Большинство узлов, компонентов и сама концепция прибора были разработаны Китайской академией наук. Но определенную помощь оказали ЕКА и Институт Макса Планка — взамен они получат доступ к 10% данных, полученных «Эйнштейном».

«Космос — наша единственная лаборатория для исследования самых энергичных процессов. Миссии, подобные "Эйнштейну", необходимы для углубления нашего понимания этих процессов и для того, чтобы узнать больше о фундаментальных аспектах физики высоких энергий. Таким образом, мы сможем обнаружить множество новых источников и в то же время изучить поведение рентгеновского излучения, исходящего от известных небесных объектов в течение длительных периодов времени», — пояснил научный сотрудник ЕКА Эрик Куулкерс.