В Млечном Пути обнаружили туманность, подпитываемую ветром пульсара
Большой взрыв

В Млечном Пути обнаружили туманность, подпитываемую ветром пульсара

27 декабря 2023 года, 11:00

Международная команда астрономов обнаружила в нашей галактике новую туманность, относящуюся к чрезвычайно редкому классу — питаемых космическими «ветрами» от активных пульсаров. Причем даже в сравнении с немногочисленными «собратьями» она довольно экзотична: например, ее радиошлейфы — самые длинные из когда-либо наблюдавшихся.

Пульсарные туманности — это космические «облака», приводимые в движение ветром находящегося внутри пульсара. Этот ветер (в космическом значении данного слова) состоит из высокоэнергетических заряженных частиц и, сталкиваясь с окружением пульсара — например, выбросом материала сверхновой или галактическим газом, — порождает туманность.

Команда астрономов под руководством Саньи Лазаревич из Университета Западного Сиднея просканировала Галактику на предмет редких объектов в радиодиапазоне с помощью радиотелескопов ASKAP (Square Kilometre Array Pathfinder), MeerKAT и Parkes. Результатом стало открытие новой, очень яркой и активной, туманности.

Она получила название «Потору» — в честь обитающего в Австралии небольшого сумчатого зверька из семейства кенгуровых крыс. Довольно оперативно был обнаружен и пульсар, который получил обозначение PSR J1638–4713.

Именно он, как показали дальнейшие наблюдения, и питает Потору. Первейшим из вопросов, которым занялись исследователи — это насколько далеко распространяется его ветер, ведь по мере удаления от пульсирующей звезды ее излучение быстро теряет энергию, как бы очерчивая контуры туманности.

«Для пульсаров, которые движутся в окружающей среде со сверхзвуковыми скоростями, возникающее в результате набегающее давление превращает ветер в ударную волну. Этот процесс ограничивает направление ветра пульсара в направлении, противоположном направлению движения пульсара, образуя хвост кометной формы», — пояснили астрономы.

Оказалось, что расположенная на расстоянии не менее 32 500 световых лет от Земли Потору имеет огромный радиоразмер — около 68,5 световых лет. В то же время размер туманности в рентгеновском спектре почти в 10 раз меньше. Таким образом, «радиошлейфы» Потору — самые длинные из известных на сегодняшний день.

Кроме того, туманность имеет необычно широкий общий радиочастотный спектр — на уровне -1,27. Это ниже типичных значений для прочих объектов аналогичного класса. Астрономы предполагают, что такой спектральный индекс может быть обусловлен «взаимодействием обратного удара родительской сверхновой с излучением пульсара».

Что же касается PSR J1638–4713, то он имеет период вращения 65,74 миллисекунды и показатель дисперсии 1553 пк/ см3 — второй по величине среди всех известных радиопульсаров. Кроме того, PSR J1638–4713 неожиданно молод — всего лишь около 24 000 лет, а его проекционная скорость превышает 1 000 километров в секунду.

Подобные экзотические объекты с совершенно неожиданной стороны раскрывают детали некоторых, казалось бы, хорошо изученных космических явлений и могут дать ключи к разгадке одной из астрономических тайн.