Ученые предложили измерять гравитацию на астероидах с помощью «прыгающих» зондов
Технологии

25 декабря 2023 года, 12:36

Американские ученые предложили использовать малые космические аппараты для измерения силы тяжести на небольших небесных телах, таких как астероиды, кометы и спутники планет. Они будут совершать «прыжки» по поверхности, и на основе того, с какой силой аппараты отталкиваются от астероида и возвращаются обратно, можно рассчитать гравитацию.

Исследователи из Университета Колорадо в Боулдере и Лаборатории реактивного движения NASA предложили новый метод измерения силы тяжести на астероидах, спутниках планет и других небольших небесных телах. Идея состоит в том, чтобы запустить несколько малых аппаратов на небесное тело, чтобы они периодически поднимались и опускались на его поверхность. По тому, с какой силой аппараты будут отталкиваться от астероида и возвращаться обратно, можно рассчитать гравитацию гораздо точнее, чем другими альтернативными способами, считают авторы.

В последнее время в мире активно развиваются проекты, направленные на изучение малых тел в Солнечной системе — например, к астероидам и кометам отправились аппараты OSIRIS-Rex (OSIRIS-APEX), «Психея» и «Розетта». Одной из самых больших проблем остается расчет силы тяжести на этих телах — это подтверждает то, что посадочному модулю «Фила» аппарата «Розетта» было трудно удержаться на поверхности кометы 67P/Чурюмова — Герасименко.

Сейчас ученые используют три основных альтернативных метода для расчета силы тяжести на небольших телах — радарную томографию, сейсмическую визуализацию и гравиметрию. У каждого из них есть недостатки, которые могут быть решены с помощью «прыгающих» аппаратов, считают исследователи. По их словам, орбитальный аппарат мог бы выпустить около 20 таких аппаратов. Опускаясь на поверхность небесного тела, они должны будут использовать собственную силу, чтобы оттолкнуться, при этом не преодолевая силу притяжения. В зависимости от предполагаемой области для изучения они могут «подпрыгивать» под углом или прямо вверх.

По задумке авторов, когда аппараты будут отрываться от поверхности, орбитальный аппарат должен отслеживать и вычислять траекторию их «прыжков», которая затем может быть использована для расчета силы тяжести в рассматриваемой местности. Затем они опускаются и повторяют тот же маневр несколько раз. Исследователи считают, что оптимальным вариантом будут аппараты в форме куба, куда будут встроены светодиоды в качестве источника света, который отслеживал бы орбитальный аппарат. Работать такой системе предлагается с помощью программного обеспечения, разработанного в NASA.

Идея ученых уникальна и достаточно проста для того, чтобы инженеры могли бы воплотить новый способ расчета силы тяжести в некоторых из наиболее интересных для науки небесных тел в нашей Солнечной системе. Однако пока идея ученых описана лишь на бумаге и не получила необходимого финансирования.