РОС может сменить три поколения модулей за 50 лет — РКК «Энергия»
Проекты

РОС может сменить три поколения модулей за 50 лет — РКК «Энергия»

22 декабря 2023 года, 12:15

Российская орбитальная станция (РОС), которая проектируется с расчетом на срок ее работы на околоземной орбите в течение 50 лет, может сменить за это время три поколения модулей. Как объяснили в Ракетно-космической корпорации «Энергия», замена блоков будет производиться по истечении срока их службы или при моральном устаревании, либо же при возникновении нештатных ситуаций. Первый модуль строящейся РОС планируется вывести в космос в 2027 году, а к 2030-му будет сформирован ее базовый состав. Полную конфигурацию станции завершат к 2032 году.

«Закладываемые при создании РОС принципы, и в первую очередь принцип открытой модульной архитектуры, позволяют не ограничивать срок существования станции благодаря возможности замены отработавших свой ресурс модулей на новые», — отметили в РКК «Энергия».

Представители корпорации подчеркнули, что сама замена модулей будет производиться либо по истечении их назначенного срока службы, который составляет не менее 15 лет, либо при их моральном устаревании и необходимости совершенствования технического оснащения. Еще один весомый повод — возникновение нештатных ситуаций, препятствующих работе модуля в составе станции. «Возможно, за 50 лет может произойти смена до трех поколений модулей», — резюмировали в РКК «Энергия».

В конце октября заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор РОС Владимир Кожевников заявил, что разработка эскизного проекта станции завершена, проект проходит экспертизу в уполномоченных научно-исследовательских организациях, а следующим этапом станет рабочее проектирование. Станция будет состоять из научно-экспериментального, узлового, шлюзового, базового и целевых модулей. В настоящее время полным ходом ведется разработка первого модуля (научно-экспериментального): его планируют вывести на орбиту в 2027 году. Затем, к 2030-му, будет сформирован базовый состав РОС, а к 2032-му — уже ее полная конфигурация.

Российская орбитальная станция расположится на полярной высокоширотной орбите с наклонением 96,8 градуса — такое положение обеспечит 100-процетный обзор российской территории в отличие от 10-15%, которые предоставляет МКС. По словам генерального директора Роскосмоса Юрия Борисова, в первые три года строительства РОС, то есть с 2024-го по 2026 год, российским специалистам потребуется 150 миллиардов рублей, тогда как общая сумма до 2032-го составит 609 миллиардов рублей.

Одним из главных транспортных средств для полетов к РОС будет использоваться новый пилотируемый транспортного корабля (ПТК) «Орел». Выводить ПТК на орбиту планируют с помощью ракеты-носителя «Ангара» — сейчас необходимая для нее стартовая инфраструктура находится в стадии испытаний. Впрочем, исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко заверил, что в «бесконечный долгострой» проект не превратится.