Индийская станция «Адитья-L1» начала изучение солнечного ветра
На орбите

Индийская станция «Адитья-L1» начала изучение солнечного ветра

4 декабря 2023 года, 09:57

После трех месяцев полета индийской солнечной станции «Адитья-L1» ее исследовательская аппаратура наконец-то начала выдавать первые интересные для науки результаты. Об этом сообщила Индийская организация космических исследований (ISRO).

«Адитья-L1» начала проводить измерения частиц солнечного ветра Aditya Solar Wind Particle Experiment (ASPEX), сообщили в индийском агентстве. Для этого на борту имеется два ключевых прибора — спектрометр ионов солнечного ветра (SWIS) и спектрометр сверх-тепловых и высокоэнергетических частиц (STEPS): если первый был активирован в минувшую субботу, 2 декабря, то второй начал действовать еще 10 сентября. Как заверили в ISRO, оба прибора продемонстрировали «оптимальную производительность».

Спектрометр SWIS использует два сенсорных блока, работающих в плоскостях, перпендикулярных друг другу (хотя при этом каждый из них имеет поле обзора в 360°), и уже успешно зафиксировал ионы солнечного ветра (протоны и альфа-частицы), благодаря чему индийские ученые заметили любопытные изменения в соотношении их количества.

«Возможности SWIS позволяют проводить точные измерения параметров протонов и альфа-излучений солнечного ветра, внося значительный вклад в решение давних вопросов о свойствах солнечного ветра, лежащих в его основе процессах и их влиянии на Землю», — отметили в агентстве.

Как объясняют ученые, изменение соотношения протонов и альфа-частиц косвенно может означать достижение корональными солнечными выбросами точки Лагранжа Солнце—Земля L1. Маркером именно этой «субстанции» является повышенное содержание ядер атомов гелия по отношению к одиноким протонам, что в конечном счете служит одной из решающих «улик» для исследований «космической погоды».

Обсерватория «Адитья-L1» стартовала к Солнцу 2 сентября 2023 года. После нескольких коррекций траектории полета исследовательская станция вышла из околоземного пространства, направилась к единственной звезде нашей Солнечной системы и вышла на орбиту вокруг точки Лагранжа Солнце—Земля L1. В истории Индии это пока что первый научный зонд такого класса, но ISRO надеется, что в будущем такие проекты будут осуществляться регулярно.