Обнаружена слишком большая для своей родительской звезды экзопланета
Наука

Обнаружена слишком большая для своей родительской звезды экзопланета

1 декабря 2023 года, 14:08

Американские ученые впервые открыли планету, которая оказалась слишком массивна для своего «Солнца». Небесное тело размером с Нептун вращается на близком расстоянии вокруг карликовой звезды, что ставит под сомнение существующие теории о формировании планет и их звездных систем.

Исследователи из университета Пенсильвании открыли планету под названием LHS 3154b, которая более чем в 13 раз массивнее Земли и, скорее, приближена к массе Нептуна. Она вращается на достаточно близком расстоянии вокруг «ультрахолодной» звезды LHS 3154, которая в девять раз меньше Солнца. Таким образом, соотношение масс недавно обнаруженной планеты и ее звезды-хозяина более чем в 100 раз выше, чем у Земли и Солнца.

Открытие удалось сделать благодаря астрономическому спектрографу Habitable Zone Planet Finder (HPF) Пенсильванского университета. Оно противоречит современным теориям образования планет и знаменует собой первый случай, когда планета большей массы была замечена на орбите звезды малой массы.

Звезды образуются из больших облаков газа и пыли. После образования звезды, газ и пыль остаются вращаться вокруг нее в виде дисков, которые в конечном итоге могут превратиться в планеты. «Предполагалось, что протопланетный диск вокруг маломассивной звезды LHS 3154 не будет иметь достаточную массу, чтобы создать такую планету, но она все же образовалась, так что теперь нам нужно пересмотреть понимание того, как формируются планеты и звезды», — отмечают авторы исследования.

Хотя такие планеты очень трудно обнаружить вокруг звезд, подобных нашему Солнцу, благодаря низкой температуре ультрахолодных звезд это сделать проще, поскольку планеты, способные иметь на своей поверхности жидкую воду, находятся достаточно близко к своей звезде — ближе, чем расположена Земля относительно Солнца. Более короткое расстояние между этими планетами и их звездами в сочетании с низкой массой ультрахолодных звезд позволяет обнаружить планету благодаря небольшому изменению цвета спектров звезды, поясняют ученые.

Исследователи также отмечают, что в случае массивной планеты LHS 3154b формирование тяжелого планетарного ядра потребовало бы гораздо большего количества твердого материала в формирующем планету диске, чем предполагают современные модели. Открытие также заставляет пересмотреть представления о формировании звезд, поскольку, как показывают результаты работы, масса пыли и соотношение пыли и газа в протопланетном диске звезд, подобных LHS 3154, при их образовании, могут быть в 10 раз выше предполагаемых.