Китай успешно испытал двигатель для сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9»
Китай продолжает разработку метановых двигателей замкнутой схемы для многоразовой сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9», которую предполагается использовать в полетах на Луну и Марс. Специалисты провели успешные испытания прототипа двигателя и его компонентов.
Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) разрабатывает ракетные двигатели замкнутой схемы на основе метана и жидкого кислорода, которые будут обеспечивать тягу до 200 тонн. Для работы первой ступени китайской сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9» будут использоваться 26 таких многоразовых двигателей. Первый испытательный полет «супертяжа» запланирован на 2033 год, сообщается в презентации Сианьского института аэрокосмического двигателестроения.
Там же говорится, что работы по метановым двигателям начались в институте еще в 1980-х годах и достигли уровня создания прототипов тягой 10 и 80 тонн. Последний прошел успешные огневые стендовые испытания, которые подтвердили надежность двигателей и возможность их повторного использования.
В качестве второго в мире (по мощности) метанового двигателя замкнутой схемы китайская разработка будет превосходить по удельным характеристикам BE-4 от компании Blue Origin и другие иностранные аналоги. Основные показатели говорят о том, что новый двигатель сравним по тяге с Raptor от фирмы SpaceX, который приводит в действие Starship/Super Heavy — самую мощную ракетную систему в мире.
Ожидается, что разработка двигателей и новой ракеты позволит приблизить Китай к будущим крупномасштабным исследованиям дальнего космоса, включая высадку на Луну и Марс. Двигатели замкнутой схемы могут обеспечить высокую тягу и экономичность, а также надежность и возможность повторного использования. Но есть и минусы — например, сложность двигательной установки, трудности с интегрированной компоновкой и окончательной сборкой, а также с управлением процессом зажигания и выхода на рабочий режим.
В презентации отмечается, что частные китайские компании также разрабатывают собственные метановые двигатели: например, компания CASIC — двигатели «Минфэн-1», Landspace — двигатели «Тяньке» и i-Space — двигатели JD-1/Focus-1.
Согласно задумке, сверхтяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-9» высотой около 100 метров будет способна доставить на орбиту грузы массой до 130-133 тонн. Предполагается, что двухступенчатая версия будет полностью возвращаемой.