Найден вероятный источник загадочной активности у черной дыры в центре Млечного Пути
Большой взрыв

27 ноября 2023 года, 10:37

Центр Млечного Пути, где находится очень компактный и яркий источник радиоволн — сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, — остается одной из наиболее изучаемых областей нашей Галактики, но в то же время самой загадочной. Не так давно астрофизики из Национального автономного университета Мексики обнаружили неизвестные ритмичные гамма-импульсы, исходящие почти непосредственно от Стрельца, что может заставить ученых усомниться в его относительной «стабильности». Результаты проведенного исследования готовятся к публикации.

Научные работы последних десятилетий показали, что, в отличие от черных дыр из других галактик, Стрелец А* отличается спокойствием, не притягивает громадных масс материи и не слишком активно извергает плазму. Однако, изучив данные космического гамма-телескопа «Ферми», ученые Густаво Магальянес-Гихон и Серхио Мендоса обнаружили очень мощные всплески гамма-излучения, исходящие из окрестностей черной дыры, а также сгусток газа, вращающийся вокруг Стрельца А* почти на том же расстоянии, что и Меркурий от Солнца.

Проанализировав данные наблюдений «Ферми» за период с июня по декабрь 2022 года, исследователи выявили строгую закономерность: каждые 76,32 минуты импульс гамма-излучения, испускаемый чем-то близким к Стрельцу А*, достигает Земли. Причем эта периодичность почти удивительно точно соответствует другим, рентгеновским выбросам, которые были зарегистрированы непосредственно возле дыры. Это позволяет предположить наличие взаимосвязи.

Как предположила команда исследователей, источником обоих наблюдаемых явлений является тот самый сгусток раскаленного газа, вращающийся вокруг Стрельца А*. Каким образом он это делает, пока остается загадкой.

Точно так же, как остаются загадкой и другие необычные свойства этого облака — например, то, что оно вращается со скоростью, близкой к 30% скорости света (а это значит, что время внутри сгустка течет невероятно медленно по сравнению с земным). Видимо, эта капля материи излучает на нескольких длинах волн и периодически вспыхивает в движении.

Это открытие показывает, что, несмотря на наличие «Хаббла», «Уэбба», «Спектра-РГ» и других космических телескопов, астрофизикам до сих пор мало что известно даже о центре нашей собственной галактики. Впрочем, это гарантия того, что удивительные открытия в ближайшее время точно не закончатся.