«Уэбб» обнаружил метан в атмосфере теплого юпитера
Наука

«Уэбб» обнаружил метан в атмосфере теплого юпитера

23 ноября 2023 года, 11:36

Несмотря на то, что в Солнечной системе метан обнаружен на многих телах от Юпитера до Нептуна, в окружающем нас межзвездном пространстве он долгое время оставался неуловимым. Так было до тех пор, пока астрономы не взялись за дело с помощью телескопа «Джеймс Уэбб» и не открыли метан в атмосфере теплой экзопланеты WASP-80 b во время ее транзита. Научная статья с деталями работы была опубликована в журнале Nature, а о самом открытии сообщило NASA.

Имеющая температуру около 825 градусов по Кельвину WASP-80 b принадлежит к классу теплых юпитеров — экзопланет, аналогичных по размеру газовому гиганту в Солнечной системе, но теплее него и недостаточно раскаленных для статуса «горячих». Планета обращается вокруг своего красного карлика раз в три дня и находится в 163 световых годах от нас в созвездии Аквилы.

Исследование WASP-80 b традиционным для удаленных экзопланет методом транзита сперва не предвещало ничего особенно необычного. Закончив спектральный анализ (указывающий на наличие и пропорции конкретных элементов), ученые смоделировали, как могла бы выглядеть атмосфера с таким составом, причем дважды — с использованием разных алгоритмов моделирования. И обе модели показали со всей отчетливостью: в атмосфере газового гиганта есть метан.

Для перепроверки выводов исследователи обратились к статистике, которая должна была отсечь из спектра все случайные «шумы». Обычно для принятия результатов достаточно достоверности в пять сигм (то есть вероятности шума равной 1 к 1 700 000). Но достоверность данного наблюдения с легкостью превысила этот порог, достигнув коэффициента в 6,1 сигма. Вероятность ошибки, равная 1 к 942 миллионам, не дает права на дальнейшие сомнения.

Наличие метана не свидетельствует о наличии жизни (да и странно было бы искать ее на газовом гиганте). Зато это химическое соединение многое говорит астрофизикам об обстоятельствах рождения, возрасте и эволюции планеты. К примеру, соотношение углерода к кислороду может дать ключ к пониманию того, сформировалась ли планета близко к своей звезде или же с окраин постепенно переместилась внутрь системы.

Кроме того, Тейлор Белл из Исследовательского центра Эймса в Калифорнии и Луис Уэлбанкс из Университета штата Аризона, которые непосредственно стояли за открытием, уверены: такая работа означает новый рывок в исследовании человечеством космоса и скоро может быть применена к анализу новых экзопланет, в том числе при сравнении их атмосферы с аналогами в нашей Солнечной системе.