«Хаббл» уточнил размер самой близкой транзитной экзопланеты
Большой взрыв

«Хаббл» уточнил размер самой близкой транзитной экзопланеты

17 ноября 2023 года, 15:37

Планета LTT 1445Ac была обнаружена в 2022 году космической обсерваторией TESS. Теперь до неё «добрался» телескоп «Хаббл» и обнаружил, что это скалистая планета очень похожа на Землю — как минимум по плотности и размерам. И если бы она была чуть дальше от своей звезды — то на ней вполне могла бы существовать жизнь земного типа. Статья с результатами исследования была опубликована в Астрономическом журнале.

LTT 1445Ac вращается вокруг холодной карликовой звезды М-класса (в четыре раза легче Солнца), в тройной системе, расположенной на расстоянии 22,5 световых лет от нас. И является ближайшей к Земле экзопланетой, открытой методом транзита — то есть «пойманной» в момент прохода перед своим светилом.

Однако определить её размер долгое время не удавалось — из-за нечёткости траектории было непонятно, проходит ли планета мимо звезды целиком, или лишь «цепляет» её. «Только подключив возможности «Хаббла» мы справились с этой задачей», — заявила руководитель исследования Эмили Пасс из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Оказалось, что планета действительно проходит мимо звезды целиком, и что её диаметр максимально близок к земному — всего на 7% больше, чем у нашей планеты. Плотность LTT 1445Ac составила 5,9 грамма на кубический сантиметр, что тоже очень близко к уровню Земли (5,51 г/см3).

Ускорение свободного падения на планете равно 13,4 метрам на секунду в квадрате, то есть мужчина весом 75 килограмм там почувствовал бы, что весит за сто килограммов. Непривычно, но перемещаться вполне можно. Возможно, на этой «почти-Земле» даже есть своя атмосфера.

В общем, LTT 1445Ac была бы идеальным инопланетным миром, если бы не обращалась вокруг звезды на расстоянии всего 3,98 миллиона километров или 0,02659 астрономических единиц. Из-за этого температура на ее поверхности составляет 260 градусов по Цельсию, что для органической жизни (какой мы её знаем) весьма некомфортно.

Но это не значит, что систему LTT 1445A можно признать бесперспективной для поисков жизни. В этой системе есть планета d, которая тоже является скалистой, а не газовым или ледяным гигантом, и даже находится в обитаемой зоне. Минус LTT1445Ad - она не проходит транзитом мимо своей звезды.

Следовательно, изучить условия на ней и установить наличие атмосферы человечество сможет, лишь когда задействует более совершенные методики наблюдений. Следующая же известная нам транзитная экзопланета — это Глизе 486b, расположенная в 26,4 световых годах от нас. И она пока смотрится чрезвычайно многообещающе — ведь не далее, как в этом году «Уэбб» разглядел на ней признаки водяного пара.