Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути вращается с максимальной скоростью
Большой взрыв

16 ноября 2023 года, 13:25

Астрофизики рассчитали скорость вращения сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (Sgr A*) в сердце Млечного Пути, используя рентгеновскую обсерваторию NASA «Чандра». Выяснилось, что она не просто вращается, а делает это почти с максимальной скоростью, увлекая за собой все, что находится рядом с ней.

Для измерения скорости вращения черной дыры присваивается значение от 0 до 1, где 1 — максимальная скорость вращения конкретной черной дыры, которая составляет значительную долю скорости света. Группа ученых из США и Канады под руководством Рут Дейли из Пенсильванского университета обнаружила, что скорость вращения Стрельца A* составляет от 0,84 до 0,96 — это близко к верхнему пределу, который определяется шириной черной дыры.

Кроме того, выяснилось, что взаимодействие между черной дырой и ее окружением, таким как аккреционные диски, может влиять на вращение черной дыры. Открытие, что Стрелец A* вращается со своей максимальной скоростью, имеет большое значение для дальнейшего изучения образования черных дыр и исследования астрофизических процессов, связанных с этими космическими объектами.

Это могло бы объяснить, почему Стрелец A*, масса которого эквивалентна примерно 4,5 миллиона солнц, имеет скорость вращения от 0,84 до 0,96, но быстро питающаяся сверхмассивная черная дыра в центре галактики M87 — первая черная дыра, которую удалось запечатлеть на камеру, — вращается со скоростью от 0,89 до 0,91, несмотря на то, что ее масса значительно больше и составляет 6,5 миллиарда солнц.

Стрелец A* — компактный радиоисточник в центре Млечного Пути, входит в состав радиоисточника Стрелец А и представляет собой сверхмассивную черную дыру. Излучает свет в инфракрасном, рентгеновском и других диапазонах. Не так давно, 12 мая 2022 года, астрономы, проводившие наблюдения с помощью Телескопа горизонта событий EHT, опубликовали фотографию Стрельца А*, подтвердив, что объект содержит черную дыру.

Ранее исследователи выяснили, что возраст скопления звезд вокруг Стрельца А* под названием IRS13, достаточно мал и составляет всего пару сотен тысяч лет — то есть они в десятки тысяч раз моложе Солнца. Более того, телескоп «Уэбб» показал, что в данном скоплении присутствует водяной лед. По мнению ученых, IRS13 мигрировал к сверхмассивной черной дыре в результате трения с межзвездной средой, столкновений с другими звездными скоплениями или внутренних процессов.