Кометы могут «приносить» жизнь на планеты за пределами Солнечной системы
Большой взрыв

Кометы могут «приносить» жизнь на планеты за пределами Солнечной системы

15 ноября 2023 года, 12:37

Ученые на протяжении десятилетий задаются вопросом, как молекулы, необходимые для зарождения жизни, оказались на Земле. Одна из давних теорий заключается в том, что они могли попасть на нашу планету с помощью комет. Исследователи из Кембриджского университета выяснили, что кометы могут быть источником «строительных блоков» для зарождения жизни на других планетах.

Чтобы «доставить» органические молекулы на планету, кометы должны двигаться относительно медленно — со скоростью менее 15 километров в секунду. При более высоких скоростях основные молекулы не выжили бы — скорость и температура удара привели бы к их распаду. По мнению исследователей, наиболее вероятное место, где кометы могут двигаться с нужной скоростью, это системы, где группа планет вращается близко друг к другу. В такой системе комета могла бы проходить или «отскакивать» от орбиты одной планеты к другой, замедляя ее движение. При достаточно низких скоростях комета врезалась бы в поверхность планеты, доставив неповрежденные молекулы, которые, по мнению исследователей, являются предшественниками жизни.

Известно, что кометы содержат ряд «строительных блоков» для зарождения жизни, известных как пребиотические молекулы. Например, в образцах с астероида Рюгу, проанализированных в 2022 году, содержались неповрежденные аминокислоты и витамин В3. Кометы также содержат большое количество цианистого водорода (HCN) — еще одной важной пребиотической молекулы. Прочные углерод-азотные связи HCN делают его более устойчивым к высоким температурам, а это означает, что он потенциально может пережить попадание в атмосферу и остаться неповрежденным.

Исследователи не утверждают, что кометы необходимы для зарождения жизни на Земле или любой другой планете, вместо этого они попытались установить некоторые ограничения на типы планет, куда сложные молекулы, такие как HCN, могли бы успешно попасть с помощью комет.

Используя различные методы математического моделирования, они определили, что кометы действительно способны доставлять молекулы-предшественники жизни на планеты, но только при определенных обстоятельствах. Так, если рассматривать планеты, которые вращаются вокруг звезд, подобных Солнцу, должны соблюдаться следующие критерии: планета должна быть малой массы и находиться на близкой орбите к другим планетам системы. В таком случае, комета могла бы быть притянута гравитационным притяжением одной планеты, а затем откинута в сторону другой перед столкновением.

Для планет, которые вращаются вокруг звезд с меньшей массой, таких как красные карлики, кометам было бы сложнее доставлять сложные молекулы, особенно если планеты расположены далеко друг от друга. Скалистые планеты в этих системах подвергаются значительно более интенсивным ударам комет на высокой скорости, что потенциально создает уникальные условия для зарождения жизни на этих планетах. По словам исследователей, результаты их работы могут быть полезны при определении планет за пределами Солнечной системы, где потенциально может существовать жизнь.