Российские физики доказали возможность возникновения органики в космосе
Наука

Российские физики доказали возможность возникновения органики в космосе

14 ноября 2023 года, 10:16

В вопросе, возникла ли жизнь на Земле, или появилась из космоса — новые факты: астрофизики Самарского университета им. Королёва совместно с коллегами из Гавайского университета теоретически, а затем и экспериментально доказали возможность возникновения в космосе сложных органических веществ. Привнесение их на Землю метеоритами может быть одним из факторов, приведших к появлению первых живых клеток 4,5 миллиарда лет назад.

Эксперимент проводился по теоретическим выкладкам, сделанным учёными в Самаре, и пока не имеет аналогов. Проводился он в лаборатории на острове Оаху и начался с трудоёмкого процесса создания учёными точного аналога межзвёздного льда.

Затем исследователи с помощью набора химических реакций, типичных для условий глубокого космоса, впервые в мире получили в таких условиях молекулы хелатирующих агентов. Именно с их помощью ионы металлов — необходимых для нормальной жизнедеятельности и репликации нитей РНК — должны были проникать внутрь первых примитивных протоклеток.

«Это еще один значительный шаг к разгадке появления жизни на Земле. … При этом, что современные клетки используют специальные белки для транспортировки ионов через свои мембраны, эти белки слишком большие и сложные и вряд ли могли существовать в доисторические времена первых протоклеток» — подчеркнул доцент кафедры физики Самарского университета Иван Антонов.

Именно РНК (ДНК появилось позднее) должно было служить для передачи наследственной информации в ранних живых организмах. Хелатирующие агенты значительно ускоряют процесс копирования молекул рибонуклеиновой кислоты, «подключая» к этому процессу такие металлы, как калий или магний. Теперь же становится ясно, что этим молекулам не обязательно было возникать на Земле — достаточно было всего лишь пары удачно упавших метеоритов.

«Полученные молекулы действительно могут действовать как пребиотические хелатирующие агенты, когда-то попавшие на Землю с помощью метеоритов и комет и облегчившие транспорт ионов в первые примитивные клетки, что в конечном счете ускорило репликацию РНК и распространение ранних форм жизни» — объяснил Антонов.

Исследования, однако, на этом только начинаются, и в ближайшем будущем отпадёт всякая нужда задействовать в них иностранных коллег. Центр лабораторной астрофизики Самарского филиала Физического института имени П.Н. Лебедева уже создаёт специальную установку — для самостоятельного экспериментального исследования путей возникновения в нашей Галактике биохимически значимых органических соединений.

Впрочем, исследование эволюции органических молекул в нашей Галактике станет не единственным предназначением новейшего аппарата — в числе прочего он сможет испытывать на радиационную прочность перспективные материалы для обшивки космических кораблей и спутников. Причём ввод в эксплуатацию состоится в ближайшие недели — до конца 2023 года.