SpaceX вывела на орбиту более 100 спутников за один пуск
Запуски

SpaceX вывела на орбиту более 100 спутников за один пуск

13 ноября 2023 года, 07:24

Ракета-носитель Falcon-9 компании SpaceX отправила на солнечно-синхронную орбиту сразу 90 малых космических аппаратов в рамках девятого полета по программе SmallSat Rideshare 11 ноября. После полного развертывания количество запущенных спутников превысит 110. Еще два спутника связи O3b mPOWER были развернуты на околоземной орбите в ночь на 13 ноября.

Ракета-носитель Falcon 9 совершила старт 11 ноября с базы военно-космических сил Ванденберг в Калифорнии в рамках Transporter-9 – девятого полета по программе Smallsat Rideshare, цель которой – отправить на орбиту широкий спектр аппаратов от различных заказчиков. Первая ступень, для которой это был двенадцатый полет, вернулась обратно на космодром спустя 7,5 минут после взлета и совершила успешную посадку на площадке LZ-4 примерно в 400 метрах от места старта. Двигатель второй ступени штатно прекратил свою работу, после чего произвел еще одно короткое включение для корректировки орбиты.

Ракета-носитель доставила на солнечно-синхронную орбиту высотой 530 км с наклонением 97,5 градусов 90 малых спутников. Процесс отделения полезной нагрузки занял около получаса. В компании подтвердили успешное проведение 85 из 89 развертываний. Результаты остальных четырех SpaceX подтвердит через некоторое время. Полезная нагрузка включала в себя несколько орбитальных аппаратов, которые позже самостоятельно развернут свои спутники, в результате чего общее количество запущенных спутников превысит 110.

Заказчиком с наибольшей полезной нагрузкой в Transporter-9 была компания Planet, которая отправила на орбиту 36 малых спутников Dove. Компания также запустила Pelican-1 – демонстратор технологий для своих будущих аппаратов высокого разрешения и гиперспектральной съемки Pelican и Tanager.

Другие операторы спутниковой группировки, которые запускали спутники на Transporter-9, включают компанию Spire, которая управляет группировкой метеорологических спутников, а также компании Iceye и Umbra, которые предоставляют радиолокационные изображения. Набор спутников Spire включал три спутника GHGSat для мониторинга выбросов парниковых газов, один из которых – первый коммерческий спутник для отслеживания выбросов углекислого газа.

Среди заказчиков также была тайваньская компания Foxconn – производитель устройств бытовой электроники, в том числе iPhone от Apple. Компания отправила на орбиту свои первые два малых спутника связи Pearl-1H и Pearl-1C. Компания D-Orbit запустила один из своих орбитальных буксиров в рамках Transporter-9. Так же поступили и две другие компании – Exotrail и Impulse Space, которые запустили в полет свои первые буксиры spacevan-001 и Impulse-1.

Полеты Transporter вызвали бурную реакцию во всей коммерческой космической отрасли. Спутниковые операторы и компании из различных сфер высоко оценили их за предоставление регулярного и недорогого доступа в космос, особенно когда возможности других поставщиков услуг по запуску ограничены. В то же время разработчики небольших ракет-носителей утверждают, что подобные полеты SpaceX подрывают рынок, предлагая услуги по запуску по гораздо более низкой цене.

Еще один запуск SpaceX прошел в ночь на 13 ноября. «Рабочая лошадка» компании – ракета-носитель Falcon-9 отправила на на среднюю околоземную орбиту высотой 7825 км два спутника связи O3b mPOWER люксембургской компании SES массой 3400 кг. Оба спутника успешно развернуты. Первая ступень, для которой это был девятый полет, совершила посадку на платформу ASOG в 695 км от стартовой площадки.  Это был 83-й запуск года, 273-й пуск Falcon 9 и 286-й запуск SpaceX за все время.

Сразу три следующие миссии SpaceX запланированы на 17 ноября. Две из них – старты спутников Starlink из Флориды и Калифорнии. Кроме того, компания сообщила, что долгожданный испытательный полет системы Starship Super Heavy может состояться в этот же день из Техаса.