Lockheed Martin построит аппарат с ядерным реактором для полетов в дальний космос
Технологии

13 ноября 2023 года, 14:27

Военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, получив от Пентагона 33,7 миллиона долларов, обещает разработать «космический буксир нового поколения» с ядерным двигателем. Совместный с ВВС США проект получил название JETSON, и его долгосрочная цель — обеспечить полеты за пределы ближних планет Солнечной системы.

Как известно, химические ракетные двигатели не только расходуют слишком много топлива, но и фактически уперлись в потолок: обеспечить сколько-нибудь сильный прирост скорости новые модели уже неспособны. Атомные ракетные двигатели смогут открыть новую эпоху в освоении космоса, резко увеличив дальность полетов за счет экономичности и сократив продолжительность экспедиций.

Но в проекте, создаваемом Lockheed Martin совместно с компаниями Space Nuclear Power Corp и BWX Technologies, Inc, ядерным будет лишь источник энергии, а двигатели останутся электрическими. Проект, впрочем, пока только достиг стадии предварительного проектирования и все еще может получить красный свет при рассмотрении его правительственными заказчиками.

«На бумаге» космический аппарат JETSON состоит из реактора в прочном корпусе с целым веером радиаторов позади него. От реактора вперед вытягивается длинный «хобот», который должен держать электронику и двигатели Холла как можно дальше от двигателя с его высокой радиоактивностью.

В 2018 году НАСА и Министерство энергетики США уже разработали похожий реактор, который может стать прототипом JETSON. В качестве топлива в нем используется литая активная зона из урана-235 диаметром 15 сантиметров, окруженная отражателем из оксида бериллия.

Ядерная установка JETSON будет производить тепло, которое затем будет передаваться на генераторы Стирлинга для выработки электроэнергии. Мощность по плану должна составить от 6 до 20 кВт — почти в четыре раза больше мощности обычных солнечных батарей. Но главное — аппарат будет лишен необходимости постоянно купаться в лучах солнечного света.

Электрические же двигатели будут медленно разгонять буксир до более-менее приличных скоростей, чтобы со временем он мог покинуть внутреннюю Солнечную систему, или даже пояс Койпера. Хотя для межзвездных путешествий этого все еще недостаточно — для них потребуется полноценный ЯРД.

Впрочем, корпорация полна оптимизма. «Разработка ядерного деления для космических применений является ключом к внедрению технологий, которые могут кардинально изменить то, как мы перемещаемся и исследуем просторы космоса», — заметил руководитель программы JETSON и главный исследователь в Lockheed Martin Барри Майлз.