Наблюдения зонда NASA «Юнона» помогут раскрыть природу атмосферы Юпитера
Наука

Наблюдения зонда NASA «Юнона» помогут раскрыть природу атмосферы Юпитера

10 ноября 2023 года, 11:20

Данные последних наблюдений Юпитера зондом NASA «Юнона» раскрыли новые детали поведения его гигантских атмосферных ветров. Как оказалось, они «ввинчиваются» далеко вглубь планеты, как огромный бур — параллельно оси вращения газового гиганта. Подробности о жизни самой бурной планеты Солнечной системы были изложены исследователями в статье для журнала Nature Astronomy.

Со времени своего прибытия на орбиту Юпитера в 2016 году «Юнона» совершила уже 55 облетов этой планеты. И главной ее задачей было заглянуть как можно глубже под слой облаков, чтобы понять, что происходит на поверхности гиганта. Одним из ключевых инструментов в этом поиске стали радиоантенны.

С их помощью пролетающая мимо Юпитера со скоростью 210 000 км/ч «Юнона» измеряет крошечные изменения скорости планеты — всего на 0,01 миллиметра в секунду. Эти изменения (даже просто заметить которые — научный подвиг) вызваны нестабильностью в гравитационном поле планеты, и их измерения уже привели к многочисленным открытиям, например, стало известно о наличии глубоко внутри планеты разреженного ядра.

Чтобы выяснить природу и геометрию юпитерианских ветров, исследователи провели математическое моделирование (которое ранее использовалось только для скалистых планет, подобных Земле). Причем высокоточные данные зонда «Юнона» помогли картографировать глубинные вихри в четыре раза подробнее, чем на основе наблюдений «Вояджера» и «Галилео».

По итогам исследования ученые пришли к выводу, что измерения гравитационного поля соответствовали модели двадцатилетней давности. Но вместо того, чтобы распространяться одновременно во все стороны, потоки ветра целенаправленно устремлялись вглубь газового гиганта, «высверливая» в нем быстро зарастающие цилиндрические «дыры» — вдоль оси вращения планеты. Таким образом, был разрешен более чем полувековой спор о том, как ведут себя многочисленные ураганы Юпитера при столкновении с его поверхностью.

«Все 40 гравитационных коэффициентов, измеренных "Юноной", соответствовали нашим предыдущим расчетам того, каким мы ожидаем увидеть гравитационное поле, если ветры проникают внутрь цилиндрически. Когда мы поняли, что все 40 чисел в точности соответствуют нашим расчетам, это было похоже на выигрыш в лотерею», — поделился ведущий автор исследования Йохай Каспи из Научного института Вейцмана.

Благодаря этому исследованию не только лучше вырисовывается облик крупнейшей планеты нашей Солнечной системы, но и становится понятным, чего можно ожидать на экзопланетах. Ведь свойства атмосферы являются, помимо прочего, одним из ключевых факторов в оценке потенциальной обитаемости планет.