Корабль Cargo Dragon с тремя тоннами грузов на борту стартовал к МКС
Запуски

Корабль Cargo Dragon с тремя тоннами грузов на борту стартовал к МКС

10 ноября 2023 года, 07:35

Компания SpaceX провела успешный запуск грузового космического корабля Cargo Dragon, который должен доставить на Международную космическую станцию (МКС) порядка трех тонн продовольствия, а также оборудования и материалов для проведения десятков научных экспериментов астронавтами. Как ожидается, грузовик в автоматическом режиме пристыкуется к модулю Harmony американского сегмента МКС 11 ноября и пробудет там около месяца, после чего вернется на Землю.

Грузовой корабль Cargo Dragon 2 C211, для которого этот полет стал вторым по счету, был запущен с помощью ракеты-носителя Falcon 9. Главная «рабочая лошадка» компании SpaceX стартовала с площадки LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде в четверг, 9 ноября, в 20:28 по времени Восточного побережья США (04:28 мск пятницы, 10 ноября).

Пуск прошел успешно, корабль выведен на околоземную орбиту. После выполнения полетного задания первая ступень ракеты Falcon 9 В1081, использовавшаяся во второй раз, совершила посадку на площадке LZ-1 на мысе Канаверал. Для компании SpaceX это был 81-й запуск года, 271-й пуск ракеты Falcon 9 и 284-й запуск за все время. Полет грузового корабля Cargo Dragon к МКС осуществляется в рамках 29-й коммерческой миссии CRS-29 по доставке грузов на орбиту.

Согласно плану миссии, грузовик должен произвести стыковку с модулем Harmony американского сегмента МКС в субботу, 11 ноября, в 13:20 по московскому времени. Контролировать процесс соединения будут астронавты NASA Жасмин Могбели и Лорал О’Хара. Cargo Dragon доставит на станцию порядка трех тонн полезных грузов, включая 1012 кг материалов для исследований и экспериментов, 681 кг запасов для экипажа, 491 кг оборудования для станции, 48 кг оборудования для выхода в открытый космос и 46 кг компьютерного оборудования.

В грузовом отсеке корабля также будут доставлены два научных инструмента: система лазерной связи ILLUMA-T и эксперимент по атмосферным волнам AWE. Кроме того, на борту «грузовика» находятся прибор Европейского космического агентства для проведения эксперимента по восстановлению воды на станции и инструмент американской лаборатории, призванный изучить, как слизистая оболочка влияет на доставку лекарств в дыхательные пути. На орбиту прибудут и семена, выращенные народом Чокто в Оклахоме.

Экспедиция корабля продлится около месяца, после чего он вернет на Землю 1723 кг различных грузов, включая результаты экспериментов и необходимое оборудование, приводнившись у берега Флориды. На сегодняшний день Cargo Dragon остается единственным космическим кораблем, способным возвращать с МКС на Землю чувствительные к температуре образцы, приводняясь в Атлантике.

Помимо прочего, грузовики модификации Cargo Dragon 2 позволяют доставлять на орбиту на 20% больше груза и могут автономно стыковаться со станцией без помощи захвата ее рукой-манипулятором по сравнению с первой версией. Новые многоразовые корабли рассчитаны на пять полетов к МКС и обратно (вместо трех у прежних грузовиков Cargo Dragon) и способны оставаться на станции в течение 75 дней по сравнению с 40 днями в предыдущем варианте.

Помимо SpaceX, свои космические корабли к американскому сегменту МКС по контракту с NASA также отправляет и компания Northrop Grumman, разработавшая космический аппарат Cygnus. Эти соглашения были впервые заключены еще в 2008 году и продлены по мере эксплуатации МКС. Скоро список этих фирм пополнит и Sierra Space, завершающая создание своего грузового шаттла Dream Chaser, подробнее о котором можно прочитать в нашей статье.