Добровольцы помогли ученым NASA выявить новые закономерности в облаках Марса
Наука

Добровольцы помогли ученым NASA выявить новые закономерности в облаках Марса

3 ноября 2023 года, 13:19

Проект гражданской науки NASA Cloudspotting on Mars («Поиск облаков на Марсе») позволил исследователям по-новому взглянуть на структуру облаков на Красной планете. Добровольцы на протяжении месяцев анализировали марсианские облака на снимках орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). В результате удалось выявить новые закономерности.

Облака оказывают значительное влияние на погоду, климат и состав атмосферы планеты. В атмосфере Марса облака из водяного льда присутствуют в течение всего года и уже наблюдались как с орбитальных аппаратов и марсоходов, так и телескопами с Земли. Обширные облака обычно встречаются в районе вулканического нагорья Фарсида. Они влияют на тепловую структуру планеты, отражая поступающее солнечное излучение, а также поглощая и перенаправляя исходящее тепловое излучение планеты. Именно поэтому понимание состава и процессов формирования облаков имеет решающее значение для разработки моделей планетарного климата.

В рамках научного проекта Cloudspotting on Mars, который NASA запустило в прошлом году, всем желающим предложили поискать высотные ледяные облака на снимках орбитального аппарата MRO и помочь исследователям агентства создать карты распределения мезосферных облаков в атмосфере Марса. В новой публикации собраны воедино предложенные карты облаков с указанием времени и региона их обнаружения участниками проекта.

Проанализировав полученные данные, исследователи выделили три вида облаков на Красной планете: высокогорные ледяные облака, облака, прилегающие к полюсу, и облака из водяного льда во время сезона пыльных бурь. Кроме того, исследование проливает свет на структуру этих облаков, которая согласуется с атмосферными явлениями, известными как «тепловые приливы». Они представляют собой колебания температуры, которые влияют на образование облаков на Марсе. Выяснилось, что облака чаще встречаются в регионах с температурами ниже средних.

Каталог облаков, полученный в результате работы, может использоваться для лучшего понимания сложных явлений, которые влияют на атмосферную изменчивость, такие как активность гравитационных волн и пылевые бури на Марсе.

Несмотря на то, что работа представляет собой важную веху, ученым предстоит переработать еще много данных. Будущий анализ этих данных будет сосредоточен на понимании того, как изменения в пылевых условиях влияют на формирование облаков на планете. Добровольцы, которые помогают исследователям NASA, продолжают анализировать наблюдения разных лет инструмента для отслеживания марсианской атмосферы MCS (Mars Climate Sounder). Кроме того, спектральная информация, которую еще предстоит обработать, может быть использована для определения состава облаков и характеристики пространственной и временной изменчивости состава и свойств облаков.