Телескоп IXPE получил первые рентгеновские снимки остатка тысячелетней сверхновой
Наука

27 октября 2023 года, 10:13

Запущенный NASA в сотрудничестве с Итальянским космическим агентством (ASI) рентгеновский телескоп IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) получил первые поляризованные снимки остатка сверхновой под названием SN 1006. Их детальным изучением занялись китайские астрофизики, которые опубликовали соответствующую статью в научном журнале The Astrophysical Journal.

Свет от находящейся в 6,5 тысячи световых лет от нас SN 1006 добрался до Земли в 1006 году н.э. На целых три года этот космический взрыв приковал к себе взгляды астрономов по всему миру и стал одним из самых ярких звездных событий в истории человечества.

Скорее всего, причиной колоссального катаклизма стало слияние двух белых карликов, либо чересчур активное поглощение одним из них звезды-компаньона. В любом случае странная двойная структура остатка SN 1006 резко отличает ее от других экс-сверхновых (обычно — правильной округлой формы). Целью же нового исследования было установление тонкой и трудноуловимой взаимосвязи между магнитными полями и потоком частиц высокой энергии, исходящим от взрывающихся звезд.

Ранее ученые уже предполагали, что уникальная структура SN 1006 связана с ориентацией ее магнитного поля, которое, направляя взрывные волны, более эффективно ускоряет высокоэнергетичные частицы. «Теперь мы можем видеть, что магнитные поля SN 1006 являются турбулентными, но также имеют организованное направление», — отметил астрофизик из Нанкинского университета и ведущий автор исследования доктор Пин Чжоу.

Оказалось, что магнитные поля вокруг SN 1006 несколько дезорганизованы, но все же имеют довольно четкую ориентацию. Когда ударная волна от взрыва проходит через окружающий газ, магнитные поля выравниваются по ходу ее движения и захватывают заряженные частицы. Последние получают резкое ускорение, поддерживая тем самым «в тонусе» ослабевающие магнитные поля.

Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, подчеркнул коллега Пин Чжоу, доктор Йи-Юнг Янг из Университета Гонконга: «Поляризационные свойства, полученные в результате нашего спектрально-поляриметрического анализа, удивительно хорошо согласуются с результатами других методов и рентгеновских обсерваторий, что подчеркивает надежность и широкие возможности IXPE».

Но самым главным результатом стал выход на качественно новый уровень самого процесса изучения остатков сверхновых. Как отметили ученые, они впервые получили возможность составить карту структур их магнитного поля при более высоких энергиях, причем с повышенной детализацией и точностью. Это открывает возможности для подробного изучения других объектов, подобных SN 1006.