«Это ненормально»: задержка с лицензией регулятора на полет Starship дошла до Конгресса
Проекты

«Это ненормально»: задержка с лицензией регулятора на полет Starship дошла до Конгресса

18 октября 2023 года, 12:41

В этом году компания Илона Маска установила абсолютный рекорд по количеству запусков своих ракет: она провела уже более 70 стартов (то есть на каждые четыре дня приходилось примерно по одному пуску) и не собирается останавливаться на достигнутом. Впрочем, к планам фирмы увеличить скорость полетов не готово Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), которое вот уже несколько месяцев не может выдать лицензию на второй испытательной полет корабля Starship. Американский регулятор попросту не поспевает за темпами SpaceX, сотрудники которой призывают FAA удвоить штат отдела лицензирования.

Несмотря на то, что FAA достаточно хорошо справляется с задачей по обеспечению безопасности космических полетов, регулятор остро нуждается в людских ресурсах, работающих в отделе лицензирования — удвоение штата позволит значительно ускорить темпы работы управления. Именно с такой инициативой на слушаниях в подкомитете Конгресса США по космосу и науке 18 октября планирует выступить вице-президент SpaceX по безопасности полетов Уильям Герстенмайер. Помимо увеличения числа сотрудников FAA, он также хочет призвать к упрощению правил приема на работу, чтобы регулятор смог выбирать лучших кандидатов.

«С ростом числа запусков и появлением новых игроков, мы видим, что возникает большая отраслевая проблема, когда темпы правительства не могут поспевать за темпами развития частного сектора», — заметил Герстенмайер в преддверии своего выступления. По его словам, из-за бюрократических проволочек миссиям ракет Falcon и кораблей Dragon приходится сегодня конкурировать за выдачу лицензий FAA с программой Starship. Это негативно отражается на сроках запуска как самого космического корабля, так и его лунной посадочной версии Starship Human Landing System, которая является важнейшим элементом программы NASA Artemis по высадке экипажа на Луну в 2020-х годах.

«Во многих случаях мы откладывали работу, связанную с другими программами, так как знали, что это отвлечет регулятор от лицензирования программы Starship, и наоборот. Здесь существует вполне реальная проблема с ресурсами, и получается, что наши же программы конкурируют друг с другом», — возмутился Герстенмайер.

Генеральный директор SpaceX Илон Маск ранее подчеркивал, что с технической точки зрения для новой попытки пуска системы Starship/Super Heavy все готово, однако FAA отказывается выдавать лицензию на полет, пока не будет проведена проверка безопасности Starship. Во время первой попытки запуска ракете удалось оторваться от стартового стола, но на высоте 39 километров она начала кувыркаться и спустя четыре минуты была дистанционно подорвана. После проведения расследования FAA направило SpaceX 63 пункта, которые нужно исправить до следующего пуска.

flickr.com | Official SpaceX Photos | CC BY-NC 2.0 DEED
flickr.com | Official SpaceX Photos | CC BY-NC 2.0 DEED

По словам Маска, его команда выполнила уже 57 требований, а остальные шесть относятся к более поздним полетам. Впрочем, перед получением лицензии компании также необходимо провести экологическую экспертизу, чтобы оценить изменения в инфраструктуре космодрома. Таким образом, второй испытательный полет Starship, судя по всему, сдвигается на ноябрь. В SpaceX не без оснований полагают, что столь длительные проверки задержат множество будущих миссий, необходимых для демонстрации жизнеспособности системы Starship и ее возможности совершить посадку на Луну.

«Лицензирование Starship является критически важным этапом для программы Artemis и нашей в ней части. Нам нужно запускать корабль с более высокой частотой, 6-8-месячная задержка между полетами — это не очень хорошо для программы. Нам бы очень хотелось, чтобы регулятор мог действовать так же быстро, как и мы. Если вы можете построить ракету быстрее, чем правительство сможет ее лицензировать, это ненормально и с этим необходимо разобраться», — заявил вице-президент SpaceX Тим Хьюз, который курирует связь с государственными регуляторами.

Ранее SpaceX раскритиковала отчет FAA о риске падения спутников Starlink на Землю. Согласно документу, к 2035 году число людей, пострадавших от обломков спутников Starlink, которые сошли с низкой околоземной орбиты, составит 0,6 в год. Однако в компании уверены, что аппараты будут сгорать до падения на Землю.