Ракета-носитель Vega-C попробует совершить до 4 до 6 коммерческих запусков в 2025 году
Итальянская компания Avio объявила о планах произвести от четырех до шести запусков европейской легкой одноразовой ракеты-носителя Vega-C в 2025 году. Такими прогнозами представители фирмы, которая разработала первые три ступени аппарата и твердое топливо для двигателей, поделились в ходе конференции Italian Excellences 2023. 1 декабря 2021 года ракета не смогла вывести на орбиту два коммерческих спутника и с тех пор компания Avio работает над ее перепроектированием.
В настоящее время ракета-носитель Vega-C находится в ожидании улучшения конструкции сопла двигателя второй ступени Zefiro-40 (Z40). Необходимость в перепроектировании возникла после неудачного полета «Веги» в конце 2022 года и безуспешных наземных испытаний Z40 в июне. Согласно дорожной карте, которую Avio обнародовала 10 октября во время Italian Excellences 2023, запланированы два наземных испытания Z40: первое из них состоится во втором квартале 2024 года, а еще одно кварталом позже.
При условии успешного завершения тестов Vega-C, как ожидается, вернется к полетам уже в четвертом квартале 2024-го. После этого Avio планирует провести как минимум четыре запуска ракеты в 2025 году. В случае благоприятного развития событий к этому базовому сценарию будут добавлены еще два старта.
Между тем в списке невыполненных полетов Avio насчитывается целых 16 миссий Vega-C. Это означает, что при частоте запуска от четырех до пяти миссий в год аппарат будет доступен новым заказчикам только с конца 2027-го или начала 2028 года. «Портфель заказов» Vega-C состоит в основном из европейских клиентов, на долю которых приходится около 80% рейсов, указанных в полетной ведомости Avio.
Ранее в Европейском космическом агентстве предположили, что ракете Vega-C потребуется еще около года, чтобы окончательно вернуться к полетам. Последний запуск носителя, состоявшийся 21 декабря 2022 года, закончился аварией двигателя второго ступени через 2 минуты 27 секунд после старта. Ракета должна была вывести на орбиту спутники дистанционного зондирования Земли Pleiades Neo 5 и Pleiades Neo 6, но аппараты были потеряны в результате ее падения.
В марте 2023 года специальная комиссия ЕКА обнародовала итоги расследования инцидента. После зажигания второй ступени разрушилась вставка в критическом сечении сопла двигателя Zefiro-40, что привело к снижению давления и тяги. Элемент, который закупался Avio на Украине, изготавливался из углерод-углеродного композита, в котором при дополнительной проверке обнаружились дефекты (неоднородности).
По итогам расследования независимая комиссия вынесла несколько рекомендаций по предотвращению подобных аварий в будущем. Среди них — необходимость улучшения конструкции сопла двигателя Zefiro-40, калибровка численных моделей для прогнозирования поведения двигателя и организация двух огневых испытаний для проверки всех характеристик.