ИИ впервые обнаружил сверхновую без участия человека
Технологии

ИИ впервые обнаружил сверхновую без участия человека

16 октября 2023 года, 12:24

Международная группа ученых под руководством Северо-Западного университета в США разработала полностью автоматизированную систему BTSbot на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая самостоятельно обнаружила, идентифицировала и классифицировала свою первую сверхновую. Инструмент позволит освободить исследователей от рутинной работы и передать ее в руки компьютеров.

Система BTSbot (Bright Transient Survey Bot) автоматизирует поиск сверхновых по всему ночному небу — для этого используется искусственный интеллект, которому не нужна помощь людей. Это не только ускоряет процесс анализа и классификации потенциальных сверхновых, но и позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.

По оценкам экспертов, за последние шесть лет люди потратили в общей сложности около 2200 часов на визуальный поиск и классификацию сверхновых. В настоящее время для обнаружения и анализа сверхновых астрономы работают рука об руку с роботизированными телескопами. Последние многократно снимают одни и те же участки ночного неба в поисках новых объектов, которых не было на предыдущих снимках. После этого ученые анализируют полученные данные и делают соответствующие выводы.

Исследователи разработали BTSbot, чтобы исключить «посредника» в лице ученых. Благодаря новому инструменту исследователи могут доверить этот трудоемкий процесс искусственному интеллекту и использовать освободившееся время на выполнение других обязанностей и совершение новых открытий.

«Впервые в истории серия роботов и алгоритмов искусственного интеллекта обнаружила и идентифицировала сверхновую, после чего связалась с другим телескопом, чтобы окончательно подтвердить ее открытие, — рассказал руководитель проекта Адам Миллер. — Это важный шаг вперед, поскольку дальнейшее совершенствование инструмента позволит роботам выделять конкретные подтипы взрывов сверхновых».

На этапе разработки инструмента ИИ изучил более 1,4 миллиона исторических изображений из почти 16 тысяч источников, включая подтвержденные сверхновые, временно вспыхивающие звезды, переменные звезды и галактики со вспышками звездообразования.

Чтобы протестировать BTSbot, исследователи обратились к недавно обнаруженному кандидату в сверхновые, получившему название SN2023tyk. Просматривая в режиме реального времени данные роботизированной обсерватории ZTF, которая снимает ночное небо, BTSbot самостоятельно обнаружил потенциальную сверхновую SN2023tyk 5 октября.

После этого ИИ автоматически запросил данные о спектре потенциальной сверхновой у Паломарской обсерватории. Другой роботизированный телескоп SED Machine выполнил углубленные наблюдения, чтобы получить спектр источника, после чего отправил полученные данные алгоритму машинного обучению SNIascore Калифорнийского технологического университета для определения типа сверхновой. Выяснилось, что кандидатом была сверхновая типа Ia (вспышка, при которой белый карлик в двойной звездной системе полностью взрывается). Система Калифорнийского университета передала полученную информацию BTSbot и тем самым он подтвердил точное обнаружение сверхновой.