Провожал Хрущев, встречал Брежнев: полет первого многоместного корабля «Восход»
Почти 60 лет назад состоялся очередной прорыв в освоении космоса, за которым, как и за многими другими достижениями, стоят советские ученые, космонавты и инженеры. 12 октября 1964 года свой дебютный полет совершил первый в мире трехместный космический корабль — «Восход».
Технически «Восход» представлял собой переделанный и доработанный «Восток», но доработки оказались настолько значительны (в том числе и по весу — аппарат набрал «лишнюю» тонну), что для него потребовалась новая ракета-носитель 11А57, получившая то же название «Восход».
В экипаж корабля с позывным «Рубины» вошли космонавты из трех организаций: от Центра подготовки космонавтов — Владимир Комаров, от ОКБ-1 (которое позже стало ракетно-космической корпорацией «Энергия») — инженер-проектант Константин Феоктистов, и от Института авиационной и космической медицины ВВС — военврач Борис Егоров. Причем окончательный состав экипажа был объявлен всего за три дня до запуска, а утвержден еще 21 сентября.
Всеобъемлющую многолетнюю подготовку к космическим полетам во всей команде имел только военный летчик подполковник Владимир Комаров. Константин Феоктистов и Борис Егоров готовились к полету всего около четырех месяцев, но никто кроме проектанта Феоктистова не знал лучше конструкцию нового корабля, а Егоров, несмотря на молодость, имел опыт медицинского обеспечения эвакуации космонавтов на месте посадки.
Риск полета для космонавтов «Восхода» был больше, чем у пилотов «Востоков». Из-за ограничений по объему у космонавтов «Востока» не было катапультируемых кресел, которые могли бы их спасти на начальном этапе полета. У них не было и скафандров для спасения в случае внезапной разгерметизации корабля. Запасы кислорода и система удаления углекислого газа из кабины были рассчитаны максимум на двое суток, в отличие от аналогичных систем на «Востоке», рассчитанных на срок до 10 суток. Правда, на случай отказа тормозного двигателя для сведения корабля с орбиты имелась резервная твердотопливная двигательная установка.
Тем не менее запуск с площадки №1 космодрома Байконур и весь последующий полет длительностью 24 часа и 17 минут прошли удачно. На первом витке Егоров провел медицинский контроль состояния коллег, затем все позавтракали. На втором витке космонавты передали приветствие участникам Олимпиады в Токио. На третьем и четвертом витках проводили физиологические исследования: измеряли кровяное давление, вентиляцию легких, взяты пробы крови. С помощью специальных таблиц исследовалась работоспособность космонавтов в начале полета.
На пятом витке они пообедали, затем Комаров, согласно плану полета, попытался уснуть, в это время Феоктистов и Егоров вели переговоры с Землей, выполняли эксперименты. На шестом витке Комаров проверил ручное управление ориентацией корабля. На седьмом и восьмом витках космонавты провели телевизионные сеансы связи и на Земле впервые увидели лица космонавтов, а члены Госкомиссии даже смогли с ними пообщаться.
С девятого по 13 витки корабль был вне зоны связи, но космонавты работали по программе, отдыхая по очереди. Все шло хорошо. Космонавты даже просили оставить их на орбите еще на сутки. Впрочем, к тому моменту вся запланированная программа экспериментов была уже выполнена, поэтому на Земле продление миссии сочли нецелесообразным. Утром 13 октября Комаров доложил Хрущеву, отдыхавшему в Пицунде, о выполнении программы полета и готовящейся посадке. Вскоре самый рискованный советский космический полет завершился успешной посадкой в заданном районе Казахстана. Космонавтов на вертолетах доставили в Кустанай, а оттуда на самолете Ил-18 на Байконур.
На следующий день стало известно, что как раз в день их возвращения на Землю эпоха лидерства Никиты Сергеевича закончилась. Он был смещен со всех государственных постов и новым руководителям партии и правительства было не до чествования космонавтов. Только на пятый день после посадки была организована официальная встреча героев космоса на подмосковном Внуковском аэродроме.
Все члены экипажа стали Героями Советского Союза, причем условия полета делали эти звания особенно заслуженными, даже на фоне их не менее героических коллег. Комаров через два года станет Дважды Героем Советского Союза, но, к сожалению, посмертно — после катастрофы «Союза-1».
Первый полет трехместного американского корабля — Apollo-7 — состоялся ровно через четыре года — 11 октября 1968 года. Поэтому полет советского корабля «Восход» в очередной раз подтвердил лидерство Советского Союза в освоении космического пространства.