NASA не планирует отказываться от полетов астронавтов США на российских «Союзах»
На орбите

6 октября 2023 года, 11:06

Представитель NASA Шон Фуллер объяснил, почему американское аэрокосмическое агентство не видит причин для прекращения отправки астронавтов США к Международной космической станции (МКС) на российских кораблях «Союз МС». По его словам, сотрудничество двух стран в области перекрестных полетов приобретает особую важность при необходимости экстренной эвакуации всего экипажа станции. Об этом он заявил на полях 74-го Международного астронавтического конгресса (IAC-2023) в Баку.

Шон Фуллер, который в прошлом работал директором программ пилотируемых космических полетов NASA в РФ, напомнил, что российские космонавты тоже отправляются к МКС на американских коммерческих кораблях Crew Dragon. Таким образом, перекрестные полеты позволяют в случае серьезной задержки с доставкой сменяемого экипажа (например, при аварии ракет-носителей) обеспечить нахождение на станции хотя бы одного специалиста, способного обслуживать свой сегмент. Это существенно повышает надежность работы всего орбитального комплекса.

«Один из потенциальных случаев: член экипажа на МКС болен и должен вернуться. Будь то американский космический корабль или российский "Союз", вся команда возвращается на Землю», — пояснил представитель NASA, добавив, что для американцев «очень важно иметь эту возможность», поэтому они не видят причин менять уже зарекомендовавшую себя практику.

В качестве примера успешной реализации полетов смешанных российско-американских экипажей Фуллер привел недавнее возвращение на Землю участников 69-й длительной экспедиции на МКС — космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также астронавта NASA Франциско Рубио. Все они находились на борту российского пилотируемого корабля «Союз МС-23», который приземлился в степи Казахстана 27 сентября. Прокопьев, Петелин и Рубио стали рекордсменами по непрерывному пребыванию на МКС. «Это было успехом, и мы с нетерпением ждем продолжения этого в будущем», — добавил Фуллер.

В июле 2022 года Роскосмос и NASA подписали соглашение о перекрестных полетах на МКС. Соглашение подразумевало выполнение в 2022-2024 годах шести полетов с участием трех россиян и трех американцев. В 2023 году программа была расширена еще на одну миссию: ожидается, что в первой половине 2024 года в составе американского экипажа Crew-8 на МКС отправится российский космонавт Александр Гребенкин. Подробнее о программе перекрестных полетов можно прочитать в нашем материале.