Китай собирается увеличить количество модулей станции «Тяньгун» с трех до шести
Проекты

Китай собирается увеличить количество модулей станции «Тяньгун» с трех до шести

5 октября 2023 года, 14:34

На Международном астронавтическом конгрессе (IAC-2023), который проходит 2-6 октября в Баку, члены китайской делегации рассказали о планах по дальнейшему развитию национальной орбитальной станции «Тяньгун». Как отметил представитель Китайской академии космических технологий (CAST) Чжан Цяо, страна намерена увеличить количество ее модулей с трех до шести, чтобы расширить возможности космического аванпоста.

Осуществить такое расширение позволит многоцелевой модуль с шестью стыковочными портами, который КНР планирует запустить в ближайшие годы. Он будет присоединен к стыковочному узлу базового модуля «Тяньхэ». После этого к космической станции будут добавлены полноразмерные модули. По данным издания SpaceNews, корреспондент которого присутствовал на выступлении китайской делегации, сроки проведения таких запусков могут составить около четырех лет.

В настоящее время станция «Тяньгун» располагает тремя модулями («Тяньхэ», «Вэньтянь» и «Мэнтянь»), масса каждого из которых составляет около 22 тонн. «В будущем мы построим сборку из шести модулей весом 180 тонн», — подчеркнул Чжан Цяо. Таким образом, масса расширенного варианта «Тяньгуна» составит чуть больше трети массы Международной космической станции (МКС), которая весит примерно 450 тонн. Ее первый модуль «Заря» был запущен в 1998 году, и сейчас партнеры по МКС стремятся максимально эффективно использовать станцию до 2030 года.

По словам Чжан Цяо, китайские конструкторы также разрабатывают интерфейсы расширения для базового модуля «Тяньхэ» и экспериментального «Вэньтянь» — в них хотят размещать большие полезные грузы. Кроме того, ведутся работы над созданием надувных модулей, которые будут служить потенциальными местами обитания и своеобразным «полигоном» для отработки технологий по исследованию Луны тайконавтами.

Первоначально планировалось, что трехмодульная станция «Тяньгун» («Небесный дворец») будет находиться на орбите не менее 10 лет. Однако китайские специалисты всерьез занялись вопросом ее расширения: так, в 2023-2024-х годах запланирован запуск четвертого модуля «Сюньтянь» вместе с оптическим телескопом, который будет вращаться вокруг Земли по той же орбите, что и китайская космическая станция. Модуль сможет состыковаться с «Тяньгуном» для технического обслуживания, ремонта, дозаправки и модернизации.

Расширение станции придется на то время, когда КНР будет активно работать над несколькими другими дорогостоящими и сложными космическими проектами. Речь идет, в частности, об отправке на Луну первых тайконавтов до 2030 года и строительстве вместе с Россией Международной научной лунной станции (МНЛС) в 2030-х годах. Китай также работает над программой по доставке на Землю образцов грунта с Марса.