Три компании получили контракты ВВС США на разработку космического аппарата с ядерным двигателем
Технологии

4 октября 2023 года, 14:10

Лаборатория  Военно-воздушных сил США приступила к проектированию космических кораблей с ядерной силовой установкой. Контракты на разработку технологий для подобных аппаратов получили сразу три американские компании — Intuitive Machines, Lockheed Martin и Westinghouse Government Services. Все сделки рассчитаны до декабря 2025 года, передает издание SpaceNews.

Проект является частью программы Управления космических аппаратов AFRL под названием Joint Emergent Technology Supply On Orbital Nuclear Power (JETSON) и предусматривает создание малых ядерных реакторов, которые можно было бы использовать в космических кораблях, а также радиоизотопных двигателей для небольших космических аппаратов. Как утверждает издание, эти же три компании выбрало ранее и NASA, попросив их создать энергоустановки для последних этапов лунной программы «Артемида».

Каждая из организаций в рамках программы JETSON имеет свое направление. К примеру, стартап Intuitive Machines, базирующийся в Хьюстоне и специализирующийся на космической инфраструктуре, должен разработать концепцию аппарата с радиоизотопной системой питания, электрическим или гибридным двигателем. Сумма его сделки с ВВС США составляет 9,4 миллиона долларов.

Компания Westinghouse Government Services будет создавать технологии, проводить исследования и изучать стратегии по снижению рисков во время реализации «мощной системы ядерного деления» с точки зрения «подсистемы, космического аппарата и архитектуры». Стоимость такого заказа оценивается в 16,9 миллиона долларов.

В свою очередь Lockheed Martin получила контракт на сумму 33,7 миллиона долларов: согласно условиям сделки, фирма должна довести технический проект систем и подсистем космического аппарата JETSON до уровня предварительной проверки проекта, а в дальнейшем — для полной разработки общей программы.

В конце июня 2022 года все три компании были выбраны NASA для проведения первой фазы исследований наземных энергетических систем деления — небольших ядерных реакторов, предназначенных для поддержки более поздних этапов лунной программы Artemis. Каждая организация получила по пять миллионов долларов на первоначальные проектные изыскания.

Ранее стало известно, что NASA и Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США выбрали ядерный двигатель, создаваемый корпорацией Lockheed Martin в рамках проекта Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations (DRACO). Реактор планируется установить на космический корабль, который будет работать на низкой околоземной орбите высотой от 700 до 2000 километров.