Начало космической эры: как 66 лет назад был запущен первый в мире спутник
Космический архив

Начало космической эры: как 66 лет назад был запущен первый в мире спутник

4 октября 2023 года

«Пророческие слова Константина Эдуардовича Циолковского о том, что человечество вечно не останется на Земле, сбылись! Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса», — именно эти слова ровно 66 лет назад произнес выдающийся советский конструктор Сергей Королев. 4 октября 1957 года СССР осуществил запуск первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Аппарат провел на орбите 92 дня и совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты. Какие данные ему удалось собрать и как на это отреагировал весь мир — в нашем материале.

1

Кто предложил запустить первый искусственный спутник Земли?

Идея принадлежала Сергею Павловичу Королеву, который в 1954 году обратился в ЦК КПСС и почти сразу же получил одобрение со стороны советского руководства. Его назначили главным конструктором и директором ОКБ-1 (ныне — РКК «Энергия»), которое в августе 1956-го выделилось в самостоятельное предприятие. В январе того же года Совет Министров СССР выпустил постановление «О создании объекта “Д”» — искусственного спутника Земли.

2

Как выглядел эскизный проект объекта «Д»?

Предполагалось, что объект будет оснащен аппаратурой для научных исследований весом 200-300 килограммов, а его общая масса составит 1000-1400 килограммов. Спутник планировалось вывести на околоземную орбиту с помощью межконтинентальной ракеты Р-7 в 1957-1958 годах, и на тот момент казалось, что все идет по плану: эскизный проект объекта «Д» был готов к июлю 1956-го, что позволяло приступить к выпуску технической документации и изготовлению элементов спутника.

Однако советские инженеры столкнулись с определенными трудностями при создании научной аппаратуры, а также выявили более низкий удельный импульс тяги двигателей Р-7 во время летных испытаний ракеты. Это поставило под угрозу срыва планы по запуску объекта «Д».

3

Как конструкторы СССР вышли из положения?

В январе 1957 года сотрудники ОКБ-1 предложили Президиуму ЦК КПСС изготовить простейший спутник массой около 100 килограммов в апреле — мае, то есть до начала Международного геофизического года. И 15 февраля было принято постановление Совета Министров СССР № 171-93, предусматривающее выведение на орбиту объекта ПС-1 — простейшего спутника №1, или, как его еще называют, «Спутника-1».

4

В чем особенности «Спутника-1»?

Он был выполнен в форме шара из алюминиево-магниевого сплава массой 83,6 килограмма и диаметром 58 сантиметров. Оболочка шара открывалась как две полусферы, что обеспечивало доступ к внутренностям спутника. В отличие от проектного объекта «Д», на нем не было никакой научной аппаратуры, кроме датчиков температуры и давления.

Единственное, чем оснастили «Спуник-1», это радиопередатчиком с четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра: устройство выдавало короткие импульсы на длинах волн 20,005 и 40,002 МГц, позволяя астрономам и радиоинженерам вычислять параметры полета спутника. Внутри аппарата была также установлена система питания весом почти 50 килограммов.

5

Когда был запущен «Спутник-1» и как это происходило?

Запуск первого искусственного спутника Земли состоялся 4 октября 1957 года в 22:28:34 по московскому времени. Историческое событие произошло на Пятом научно-исследовательском полигоне Министерства обороны СССР Тюратам, расположенного в степях Казахстана (сейчас —  космодром Байконур). Именно с него стартовала ракета-носитель «Спутник», созданная на базе Р-7.

Через 295 секунд после запуска ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 километров и перигее 288 километров. На 315 секунде аппарат успешно отделился от второй ступени ракеты-носителя, и его легендарные позывные «Бип-бип-бип» услышал весь мир, что стало началом новой эры в освоении человечеством космического пространства.

«Ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего Солнца при помощи простейших оптических инструментов (биноклей, подзорных труб и т. п.)», — писала газета «Правда» на следующий день после запуска.

6

Какие данные удалось собрать «Спутнику-1» во время полета?

Запуск первого искусственного спутника сыграл большую роль в исследовании свойств нашей планеты и космического пространства в целом. Космический аппарат провел на орбите Земли целых 92 дня и за это время совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты, преодолев в общей сложности около 60 миллионов километров. Установленные на спутнике радиопередатчики проработали две недели после старта, и 4 января 1958 года «Спутник-1» сошел с орбиты.

Благодаря полученным со спутника сигналам ученым удалось изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, советские специалисты узнали ценные сведения об условиях работы аппаратуры, провели проверку всех расчетов и определили плотность верхних слоев атмосферы по торможению аппарата при его сходе с орбиты.

7

Как на запуск «Спутника-1» отреагировали во всем мире?

Об успешном выведении советского космического аппарата на околоземную орбиту трубили со всех сторон без преувеличения: историческое событие подробно освещали и в мировой прессе, и на радио. Некоторые даже специально выходили на улицу по ночам, чтобы лично запечатлеть эту маленькую «звездочку» на темном небе. Действительно, возможность увидеть «Спутник-1» была не только у специальных научных станций, но и у простых радиолюбителей: радиосигналы со спутника принимали на расстояниях, достигавших 10-12 тысяч километров.

В зарубежном научном сообществе одним из первых на запуск советского аппарата отреагировал английский астроном, основатель и директор Экспериментальной радиотелескопической станции Джодрелл-Бэнк Бернард Ловелл. Он назвал это «замечательным достижением», которое свидетельствует о «высокой степени технического прогресса». Ему вторил председатель американского Национального комитета по проведению Международного геофизического года Джозеф Каплан: «Я поражен тем, что им удалось сделать за такой короткий срок. <...> Это нечто фантастическое, и, если они могли запустить такой спутник, они смогут запустить и более тяжелые спутники».

О том, что советские ученые открыли «новую эру истории дерзаний и прогресса человечества», написала и итальянская газета Paese Sera. В статье отмечалось, что 4 октября «будет навеки записано огненными буквами в книгу истории».

Менее восторженные отклики прозвучали в Соединенных Штатах, где новость о запуске восприняли с беспокойством. Успехи СССР всерьез напугали и политическое руководство страны, и командование вооруженных сил, и аналитиков ЦРУ. Успокоить взволнованное американское общество поспешил президент Дуайт Эйзенхауэр, заверивший, что обращающийся вокруг Земли спутник «не представляет угрозы американской безопасности».

Пресс-служба Госкорпорации "Роскосмос"

Так или иначе, «Спутник-1» действительно положил начало штурму космического пространства. Как итог — за последние 66 лет в мире было осуществлено 6508 запусков ракет с космическими аппаратами на борту. В 6107 случаях пуски были успешными или частично успешными, а 401 старт считается аварийным. Лидером по числу пусков стала Россия — 3329, на втором месте США — 1999, а тройку лидеров замкнул Китай с 551 пусками.

4 октября свой профессиональный праздник также отмечают космические войска России. По этому случаю в Минобороны РФ рассказали, что с начала 2023 года боевые расчеты космодрома Плесецк провели три пуска ракет космического назначения класса «Союз-2» с тремя космическими аппаратами военного назначения. В свою очередь специалисты Главного испытательного космического центра им. Г.С. Титова осуществили 13 пусков ракет с космодромов Плесецк, Восточный и Байконур и вывели на орбиту 55 космических аппаратов.