Ученые измерили расстояние до взорвавшихся недалеко от Земли двух сверхновых
Наука

Ученые измерили расстояние до взорвавшихся недалеко от Земли двух сверхновых

2 октября 2023 года, 10:57

Некоторое время назад ученым стало известно, что Земля в плиоцене и миоцене дважды серьезно пострадала от взрывов сверхновых. Но лишь недавно группа исследователей из Иллинойсского университета смогла определить приблизительные астрономические расстояния до взрывов, которые произошли сравнительно недалеко от нашей планеты три и семь миллионов лет назад. Свою статью они опубликовали на сервере предварительной печати arXiv.

В качестве индикатора ученым послужил радиоактивный изотоп железа 60-Fe, который образуется под влиянием взрывов сверхновых. Лабораторный анализ образцов, полученных из земной коры, глубоководных отложений и лунного реголита, подтвердил, что они являются плодами двух мощных вспышек. Но главной целью было определение расстояния до источников излучения.

По итогам исследования авторы пришли к выводу, что более «молодая» сверхновая рванула на расстоянии от 20 до 140 парсеков (от 65 до 457 световых лет) от Земли, но наиболее вероятный диапазон составляет 50-65 парсеков. Если бы ученые наблюдали ее сегодня, то она стала бы одной из ближайших к нам сверхновых. Миоценовая же сверхновая взорвалась в два раза дальше — примерно в 110 парсеках или в 359 световых годах.

«Если сверхновая взорвется слишком близко к Земле или другой планете, подобной Земле, последствия могут быть разрушительными для жизни. Вспышка создаст высокоэнергетическое гамма-излучение, которое будет выжигать атмосферу Земли в течение нескольких месяцев после взрыва. Атмосфера защитит нас от прямого воздействия гамма-лучей, но дорогой ценой: озоновый слой в верхних слоях сильно сократится. Это сделает Землю уязвимой к опасному ультрафиолетовому излучению с Солнца на ближайшие несколько лет», — объяснил профессор астрономии в Иллинойсском университете доктор Брайан Филдс.

Впрочем, обе древние сверхновые взорвались достаточно далеко, чтобы нанести сильный вред жизни на Земле. Кроме того, подобные взрывы происходят достаточно редко — всего по 2-3 случая в столетие на весь Млечный Путь. Причем в настоящее время ни одной потенциально опасной с этой точки зрения звезды поблизости от нас нет.

Однако это не мешает ученым и астрономам-любителям с замиранием сердца наблюдать за звездой Бетельгейзе, которая должна взорваться в ближайшие пару сотен лет. Не исключено, что это произойдет всего через несколько месяцев. Опасности для Земли это не несет, но зрелище обещает быть одним из самых захватывающих, когда-либо виденных людьми в звездном небе.

Как уточняет Филдс: «Неизвестно, когда [Бетельгейзе] взорвется, потому что, насколько нам известно, поздние фазы жизни массивной звезды не вызывают заметных изменений в ее поверхности. Таким образом, Бетельгейзе может стать следующей сверхновой в нашей Галактике, но она также может взорваться через 100 тысяч лет. Но ее окончательная гибель несомненна, так что наслаждайтесь ее видом в Орионе сейчас, пока вы еще можете!»