Китай изучает предложения по коммерческим грузовым перевозкам на «Тяньгун»
Китайское управление пилотируемой космической техники (CMSEO) готовится выйти на новый этап разработки недорогих систем, способных перевозить на национальную орбитальную станцию «Тяньгун» грузы весом не менее 1800 килограммов. 26 сентября агентство объявило, что из 10 полученных предложений по развитию коммерческих грузовых перевозок оно отобрало четыре. Теперь специалисты CMSEO могут перейти уже к детальному проектированию.
В рамках работы над проектом орбитальной станции «Тяньгун», которая располагается на низкой околоземной орбите высотой от 340 до 450 километров, Китайская академия космических технологий (CAST) и Шанхайская академия космических технологий (SAST) добились уже многого. Так, в частности, были разработаны основные модули станции (к примеру, базовый «Тяньхэ», который был запущен еще 29 апреля 2021 года), грузовые корабли «Тяньчжоу» и пилотируемые корабли «Шэньчжоу», успешно летающие на орбиту и обратно. Но сейчас специалисты обоих агентств готовы перейти к следующему этапу.
Речь идет о создании транспортных систем, способных перевозить не менее 1800 килограммов груза по цене не более 17,2 миллиона долларов за метрическую тонну. Кроме того, будущий космический аппарат должен быть способен к «контролируемому возвращению» в атмосферу и утилизации более 2000 килограммов мусора при возвращении на Землю.
Впрочем, CMSEO не обозначило ни будущих этапов конкурса, ни временных рамок, ни того, сколько предложений в конечном итоге может получить одобрение для реализации. Известно лишь, что для прохождения в следующий этап агентство также выберет Инновационную академию микроспутников (IAMCAS) и Институт авиационного проектирования в Чэнду при Корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC).
О начале сбора предложений по развитию коммерческих грузовых перевозок на «Тяньгун» CMSEO объявила в мае этого года. В сообщении говорилось, что управление стремится снизить стоимость орбитальных миссий и повысить гибкость отправки грузов на станцию за счет коммерческих инициатив. Однако все четыре группы, отобранные для следующего этапа, относятся к государственным предприятиям, таким как CAST, SAST, Китайский исследовательский институт ракетной техники (CALT) и Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC).
Между тем в КНР существует несколько коммерческих компаний, занимающихся разработкой грузовых космических аппаратов. Одна из них — фирма AZSpace, которая объявила о планах запустить в этом году собственный многоразовый грузовик B300, способный перевозить грузы весом 300 килограммов. В свою очередь компания InterSpace Explore собиралась отправить возвращаемый аппарат «Цзэнчжан-1» на ракете-носителе легкого класса «Церера-1». Впрочем, на данном этапе неясно, как исключение из конкурса повлияет на планы этих организаций.
Предложения прошли тщательный обзор и оценку команды экспертов CMSEO. Группа оценивала такие аспекты, как комплексность, осуществимость, технологический прогресс и зрелость, а также бизнес-модель. Также учитывались рациональность финансовых затрат, возможности в области исследований и разработок.