Зонд Parker подтвердил гипотезу о корональных выбросах массы на Солнце
Большой взрыв

Зонд Parker подтвердил гипотезу о корональных выбросах массы на Солнце

18 сентября 2023 года, 11:48

Зонд NASA Parker в прошлом сентябре впервые наблюдал один из самых мощных корональных выбросов массы на Солнце из когда-либо зарегистрированных. Собранные аппаратом данные проанализировала и опубликовала команда американских исследователей. Наблюдения доказывают гипотезу о взаимодействии корональных выбросов с межпланетной пылью. Благодаря этому открытию ученые приблизились к точному прогнозированию космической погоды.

Корональные выбросы массы — это извержения во внешней атмосфере Солнца (короне), которые способствуют формированию космической погоды. Она, в свою очередь, может представлять угрозу для спутников, нарушать работу коммуникационных и навигационных технологий и даже выводить из строя электросети на Земле. Нахождение большего количества информации о том, как эти события взаимосвязаны с межпланетной пылью, могло бы помочь ученым лучше предсказать, как быстро корональные выбросы могут перемещаться от Солнца к Земле и прогнозировать, когда планета сможет ощутить их воздействие.

Parker впервые наблюдал взаимодействие корональных выбросов и межпланетной пыли 5 сентября 2022 года. Теперь же команда американских исследователей проанализировала полученные данные и представила результаты. Аппарат зафиксировал, что выброс вещества из короны Солнца действует подобно пылесосу, убирая пыль со своего пути. Таким образом, пыль переместилась на расстояние почти 10 миллионов километров от Солнца, однако почти сразу же была восполнена другой межпланетной пылью.

Наблюдения Parker имели решающее значение для этого открытия, поскольку охарактеризовать динамику пыли после коронального выброса непросто. Зонд Parker четыре раза облетел Солнце на одном и том же расстоянии, что позволило исследователям получить наиболее полную информацию. По мнению исследователей, данные, полученные аппаратом, могли бы также дать представление о связанных явлениях в короне, например, о ее затемнении.

Межпланетная пыль состоит из мельчайших частиц астероидов, комет и даже планет и присутствует по всей Солнечной системе. Слабое свечение, называемое зодиакальным светом, наблюдающееся перед восходом Солнца или вскоре после его захода — это одно из проявлений облака межпланетной пыли.

Команда считает, что изучение того, что лежит в основе этого взаимодействия, позволит в будущем прогнозировать космическую погоду. Ученые только недавно начали понимать, что межпланетная пыль влияет на форму и скорость корональных выбросов массы. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять эти процессы.

Зонд Parker 27 сентября готовится подлететь к Солнцу на рекордное расстояние7,2 миллиона километров от поверхности. В конце августа он завершил свой шестой облет Венеры, используя гравитацию планеты, чтобы подлететь к нашей звезде для следующих маневров по сближению с ней. Поскольку активность Солнца возрастает, ученые надеются увидеть еще больше редких явлений и исследовать, как они могут повлиять на окружающую среду нашей Земли и межпланетную среду.

NASA запустило космический зонд Parker в 2018 году с целью наблюдения за внешней короной Солнца и сбора как можно больше информации о солнечной атмосфере. Зонд рассчитан на 24 прохода рядом с нашей звездой: каждый раз он будет приближаться к ней все ближе и ближе, разгоняясь за счет сил тяготения до все больших скоростей.