Российские учёные разработали компактный прибор, имитирующий космическую радиацию
Главными врагами электроники в космическом пространстве являются перегрев и радиация. Возможно, именно они привела к сбою, из-за которого тормозные двигатели «Луны-25» проработали сверхштатно. Избежать проблем в будущем должно помочь новое изобретение российских инженеров — компактный гамма-лучевой излучатель для проверки электронной аппаратуры на устойчивость к космической радиации.
Придумали и уже запатентовали прибор специалисты Научного центра сертификации элементов и оборудования (НЦ СЭО) входящего в Роскосмос холдинга «Российские космические системы». Созданная ими установка практически идеально моделирует радиацию на орбите – при этом она имеет компактные размеры, удобна в работе, надёжна и безопасна для пользующегося ею персонала.
Учитывая то, что только в РКС ежегодно проверяют порядка миллиона электронных компонентов – от простых транзисторов до сверхбольших интегральных схем (подвергая их климатическим и механическим испытаниям, тестированию на надежность, оптическому, рентгеновскому, функциональному, параметрическому и прочему контролю) – новое изобретение будет плотно загружено работой.
Партнером в создании высокотехнологичного оборудования стал входящий в Росатом «Институт физико-технических проблем» (ИФТП), изготовивший установку по заказу РКС. Одним из достоинств гамма-лучевого облучателя является то, что он, как заявляют создатели, на 100% состоит из отечественных компонентов, а значит в перспективе возможно и его серийное производство – для других российских компаний и научных центров, а также для международных партнеров Роскосмоса. Аналогов у прибора за рубежом пока нет.
Излучатель – далеко не первое устройство, изобретённое инженерами РКС для повышения надежности космической техники. Например, недавно компания запатентовала полностью автономную систему электротермотренировки: она позволяет в круглосуточном режиме тестировать элементы космических аппаратов, моделируя нагрузки, которые испытывает электроника на первых, самых сложных этапах эксплуатации.