Новая экзопланета размером с Нептун обнаружена с помощью телескопа TESS
Наука

Новая экзопланета размером с Нептун обнаружена с помощью телескопа TESS

31 августа 2023 года, 11:47

Поиски экзопланет уже давно заняли прочное место в астрономии, и одна из главных ролей в этом процессе отводится космическому телескопу TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), который предназначен для открытия планет, находящихся за пределами Солнечной системы, транзитным методом. Именно с его помощью международная команда астрономов обнаружила на днях новую массивную и плотную экзопланету.

TESS проводит обследование около 200 000 самых ярких звезд вблизи Солнца, занимаясь поиском планет методом транзита. Несмотря на то, что данный способ имеет определенные практические ограничения (необходимо, например, чтобы планета и звезда находились в одной плоскости с Землей), на данный момент «в активе» телескопа накопилось уже 6 800 экзопланет-кандидатов, причем статус 379 из них был подтвержден.

Недавно найденное небесное тело, получившее обозначение TOI-332 b и по своему размеру сравнимое с Нептуном, является одной из самых плотных планет, известных на сегодняшний день. Ее радиус превышает радиус нашей планеты в 3,2 раза, а масса составляет 57,2 массы Земли. Все это в совокупности обеспечивает плотность на уровне 9,6 г/см3, что невероятно много для планеты.

TOI-332 b обращается вокруг своей звезды-хозяина каждые 18,65 часа на дистанции всего 0,016 от расстояния Земля — Солнце. Из-за этого экзопланету нельзя назвать «ледяным гигантом», как, например, Нептун. Равновесная температура TOI-332 b, по оценке экспертов, составляет около 1871 K.

Исследователи отметили, что во внутренней структуре экзопланеты, скорее всего, преобладают тугоплавкие материалы, как в планетах земной группы. А вот водородно-гелиевая оболочка, на удивление, весьма незначительна. «TOI-332 b проверяет наши знания о формировании планет: как такое гигантское ядро существует без газовой оболочки, остается вопросом без ответа», — говорится в научной статье.

Что касается родительской звезды TOI-332, то она отчасти напоминает Солнце. TOI-332 имеет спектральный тип K0V, а ее возраст оценивается в пять миллиардов лет. Звезда, расположенная примерно в 726,5 световых годах от Земли, приблизительно на 12% менее массивна, чем Солнце, а ее эффективная температура составляет 5251 K.