Первый полет транспортного космоплана ЕКА Space Rider запланирован на 2025 год
Проекты

Первый полет транспортного космоплана ЕКА Space Rider запланирован на 2025 год

28 августа 2023 года, 12:06

Первый полет многоразового автоматического аппарата Space Rider, разрабатываемого Европейским космическим агентством (ЕКА) для доставки на орбиту научных и технологических экспериментов и возвращения их на Землю, намечен на вторую половину 2025 года. Сейчас программа полета находится на утверждении. Перед запуском инженерам предстоит разработать и испытать сложную систему автономной посадки аппарата, чтобы он смог вернуться на Землю и использоваться повторно.

Изначально запуск аппарата Space Rider должен был состояться в конце этого года, однако его несколько раз переносили. Одной из причин задержки стала работа над возможностью автономной посадки аппарата на нашу планету с точностью приземления до 150 метров. Это сложная задача, для достижения которой специалисты готовят серию испытаний по проверке алгоритмов наведения и навигационного управления.

Еще одна проблема, по причине которой откладывается запуск, связана с ракетой-носителем Vega C, которая должна отправить на орбиту аппарат Space Rider. В конце 2022 года ракета вместе с двумя спутниками на борту была подорвана в воздухе системой безопасности носителя. Когда ракету можно будет запустить вновь — пока неизвестно, поскольку компания-разработчик Arianespace не раскрывает точную дату.

Space Rider — это первый беспилотный транспортный космоплан многоразового использования от ЕКА, способный доставлять полезную нагрузку на околоземные орбиты различной высоты и наклонения. Он представляет собой космическую лабораторию, с помощью которой частные клиенты смогут демонстрировать различные технологии и проводить научные эксперименты в условиях микрогравитации, после чего возвращать образцы обратно на Землю.

Космический аппарат размером примерно с два микроавтобуса сможет доставлять на орбиту до 800 килограммов полезной нагрузки, а при запуске его вес будет достигать около 4900 килограммов. Начало миссии намечено на вторую половину 2025 года, старт ракеты-носителя Vega C должен произойти с космодрома Куру во Французской Гвиане. Планируется, что Space Rider проведет на орбите два месяца, после чего вернется на Землю.

Когда миссия завершится, аппарат должен будет возвратиться в атмосферу Земли, погасить орбитальную скорость (около 28 000 километров в час) до безопасной посадочной и мягко приземлиться на взлетно-посадочную полосу с точностью до 150 метров. После приземления Space Rider отремонтируют, чтобы использовать повторно. Каждый такой аппарат будет рассчитан как минимум на пять повторных полетов.