Испанский астроном открыл новую активную галактику Iris
Большой взрыв

Испанский астроном открыл новую активную галактику Iris

22 августа 2023 года, 11:17

Испанский исследователь обнаружил необычный объект при анализе изображений галактики Сомбреро, полученных с помощью космического телескопа «Хаббл». Загадочная находка оказалась галактикой с активным ядром.

Элио Кирога Родригес из Среднеатлантического университета в Испании рассматривал снимки галактики Сомбреро, сделанные телескопом «Хаббл». Он обнаружил объект PSO J190.0326-11.6132, ранее классифицированный как шаровое скопление, и предположил, что он может быть спиральной галактикой с активным ядром.

После этого исследователь проанализировал данные интерактивной карты Aladin Sky Atlas RGB и выяснил, что объект и правда представляет собой галактику с доминирующим центральным рукавом, ядром и, предположительно, двумя спиральными рукавами с горячими молодыми звездами и пылью. Астроном предложил назвать новую галактику Iris («Радужная оболочка»), поскольку по своей форме объект напоминает радужку глаза.

Исследование показало, что «находка» имеет радиальную скорость на уровне 1359 км/с. Родригес предполагает, что если объект гравитационно привязан к галактике Сомбреро, то он мог быть ее спутником с угловым размером около 1000 световых лет. Но если он не связан с галактикой Сомбреро, расстояние между ними может достигать около 65 миллионов световых лет. В таком случае угловой размер объекта должен составлять около 71 000 световых лет, отмечает ученый.

Яркость рентгеновского излучения новой галактики ученый оценил приблизительно в 18 тредециллионов эрг/с. Такой показатель указывает на присутствие активного галактического ядра, однако требуются дальнейшие наблюдения, чтобы определить, какого оно типа.

Активное ядро галактики — это яркая область в центре галактики, где происходят процессы, сопровождающиеся выделением большого количества энергии. Согласно исследованиям, активные ядра обладают высокой энергией либо из-за наличия черной дыры, либо из-за образования новых звезд.

Астрономы обычно делят активные ядра галактик на два типа в зависимости от особенностей линий излучения. Первый тип имеет широкие и узкие линии излучения, в то время как второй — только узкие линии излучения. Однако наблюдения показали, что некоторые из них представляют собой нечто среднее между различными спектральными типами — это активные галактики с изменяющимся видом.

Галактика Сомбреро (также известная как Мессье 104 или NGC 4594) представляет собой спиральную галактику в созвездии Девы — примерно в 30 миллионов световых лет от Земли. Это один из самых массивных объектов в скоплении галактик Девы, по размеру он слегка превосходит Млечный Путь.