Индийские станции «Чандраян-3» и «Чандраян-2» установили контакт друг с другом
Проекты

Индийские станции «Чандраян-3» и «Чандраян-2» установили контакт друг с другом

22 августа 2023 года, 10:03

Посадочный модуль «Викрам» индийской автоматической межпланетной станции «Чандраян-3», который должен будет совершить мягкую посадку в районе Южного полюса Луны уже завтра, 23 августа, установил связь с вращающимся на орбите перелетным модулем автоматической лунной станции «Чандраян-2» — предыдущим космическим аппаратом, направленным Индией к естественному спутнику Земли.

В рамках запущенной четыре года назад миссии «Чандраян-2» планировалась посадка на Луну так же, как и в случае с нынешней «Чандраян-3», но связь с посадочным модулем была потеряна, несмотря на успешное начало сближения с поверхностью спутника Земли. Выяснилось, что тогда посадочный модуль «Викрам» с луноходом «Прагъян» разбились.

Об установлении контакта между посадочным модулем «Викрам» станции «Чандраян-3» и орбитальным (перелетным) модулем станции «Чандраян-2», пока еще остающимися на орбите, сообщила Индийская организация космических исследований (ISRO).

«Добро пожаловать, друг! Орбитальный модуль станции "Чандраян-2" официально поприветствовал посадочный модуль стации "Чандраян-3". Двусторонняя связь установлена. У посадочного модуля теперь есть больше возможностей для [связи] при достижении лунной поверхности», — пишет пресс-служба агентства в социальных сетях.

Обратный отсчет для первой в истории посадки на Южный полюс Луны уже начался — посадочный модуль «Викрам» с ровером «Прагъян» отделился от орбитального еще в четверг, 17 августа. «Чандраян-3» смог успешно завершить все пять этапов маневрирования на орбите и два маневра снижения, после чего он значительно приблизился к поверхности Луны.

Следующая задача — это непосредственно посадка, запланированная на 23 августа. «Прямая трансляция события начнется в 17:20 по Индийскому стандартному времени (около 14:50 мск)», — сообщила ISRO. Снижение не займет много времени: окончание приземления запланировано примерно на 18:04 (около 15:34 мск).

Как только посадочный модуль «Викрам» достигнет поверхности Луны, он развернет свою научную аппаратуру: теплофизический прибор «Чандра» по измерению температуры и теплопроводности, прибор для измерения сейсмической активности Луны (ILSA) и зонд Ленгмюра (LP) для оценки плотности плазмы и ее изменений.

Основная задача 26-килограммового шестиколесного лунохода «Прагъян» — провести химический анализ лунного грунта и испытать различные научные инструменты и технологии. Луноход должен проработать на поверхности спутника 14 земных суток (один лунный день), так как не приспособлен для работы в экстремально низких температурах лунной ночи.

Для лазерных исследований Луны будет использоваться пассивная лазерная ретрорефлекторная решетка НАСА. Помимо этого, луноход «Прагъян» оснащен рентгеновским спектрометром альфа-частиц (APXS) и спектроскопом лазерного пробоя (LIBS) для определения элементов в окрестностях места посадки.

Перелетный модуль, который будет оставаться на орбите Луны в течение нескольких месяцев, а, может, даже и лет, также имеет полезную нагрузку: например, прибор SHAPE для изучения спектральных и поляриметрических измерений (спектрополяриметрии) атмосферы Земли с окололунной орбиты. Эксперимент поможет в поиске экзопланет и признаков жизни на них. О том, какие цели стоят перед миссией «Чандраян-3», читайте в нашем материале.